Может ли гражданин Белоруссии после заключения трудового договора не оформлять полис добровольного медицинского страхования, а получить полис обязательного медицинского страхования на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2016 N 803н "О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н, с целью реализации положений Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года"? Не возникнет ли у нас потом проблем, если у белоруса не будет полиса добровольного медицинского страхования?
При заключении трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в РФ, вместе с документами, которые перечислены в статье 65 ТК РФ, нужно получить от него ряд дополнительных документов, в том числе и договор (полис) добровольного медицинского страхования (ДМС). Такой договор (полис) должен предусматривать оказание иностранному сотруднику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Однако договор (полис) ДМС не потребуется, если:
- его наличие не является обязательным согласно нормам федеральных законов или международных договоров;
- либо работодатель самостоятельно заключил с медицинской организаций договор о предоставлении иностранному сотруднику платных медицинских услуг.
В настоящее время между Россией и Республикой Беларусь действует Договор "О равных правах граждан" от 25.12.1998 (далее - Договор), в соответствии с которым граждане России и Белоруссии:
- имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений;
- им обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях обеих стран.
В связи с этим гражданам Белоруссии для трудоустройства в России не требуется договор (полис) ДМС (Письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823).
Таким образом, у Вас не возникнет проблем, если у гражданина Республики Беларусь, которого Вы принимаете на работу, не будет договора (полиса) ДМС.
Кроме того, в отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию (Письма Минтруда России от 02.08.2016 N 17-3/ООГ-1121, от 27.05.2016 N 17-3/ООГ-876).
Также обращаем Ваше внимание, что вопросы получения полисов обязательного медицинского страхования и видов медицинской помощи, на которые имеют право работники - граждане государств - членов Евразийского экономического союза, временно пребывающие в Российской Федерации не входят в компетенцию Роструда.
Для ответа на данный вопрос рекомендуем Вам обратиться Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающий на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Согласно абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
В силу ст.ст. 7, 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан" договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.
Гражданам России и Беларуси обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях Договаривающихся Сторон. Взаиморасчеты за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.
Абзац 15 ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" предусматривает, что к совместному ведению Союзного государства и государств - участников, в том числе относится обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
Исходя из положений п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно п. 5 ст. 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию) относится в том числе обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с п. 1 "Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608) Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.
Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам и номенклатуре специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства (п. 5.2.2 вышеуказанного Положения).
Согласно п. 5.6.9 вышеуказанного Положения о Министерстве здравоохранения Министерство здравоохранения Российской Федерации организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.