Особенности применения профессиональных стандартов образовательными организациями высшего образования
Черных Н.В.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры
трудового права и права социального
обеспечения федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования "Московский государственный
юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"
Журнал "Образование и право", N 3, март 2017 г., с. 76-80.
Одним из актуальнейших вопросов, стоящих перед образовательными организациями высшего образования, является вопрос перехода на применение профессиональных стандартов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о порядке применения профстандартов) [6] и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" [9]. Вопрос о стандартизации профессиональной деятельности и образовательных стандартах получает общее и специальное научное отражение в сфере юриспруденции [2, с. 22-26; 3, с. 31-40].
Впервые термин "профессиональный стандарт" был употреблен в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в котором Правительству Российской Федерации поручалось утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов, а также разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Понятие профессионального стандарта было дано в Федеральном законе от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" [5]. Под профессиональным стандартом понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В дальнейшем это понятие было дополнено указанием на то, что характеристика квалификации, устанавливаемая профессиональным стандартом, необходима для осуществления, помимо определенного вида профессиональной деятельности, выполнения определенной трудовой функции. Первоначально вопрос о применении профессиональных стандартов был урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов". Так, в соответствии с п. 25 указанных Правил профессиональные стандарты применялись:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Однако Федеральным законом о порядке применения профстандартов, вступившим в силу с 01.07.2016, правила применения профессиональных стандартов работодателями были изменены. Так, в ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, обязательны для применения работодателями, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
О применении работодателем определенной части профессионального стандарта говорится также в ст. 57 ТК РФ, определяющей содержание трудового договора.
Частью 2 ст. 57 ТК РФ предусмотрено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Таким образом, законодательством установлены два основания для обязательного применения работодателем (независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности) положений профессионального стандарта:
1) в части требований к квалификации - если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации;
2) в части требований к наименованию должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Указанный вывод подтверждается и позицией Минтруда России (письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253) [1].
С учетом изложенного рассмотрим вопрос об обязательности применения профессиональных стандартов образовательными организациями высшего образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Аналогичные требования в части соответствия квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам предусмотрены для кандидатов на должности руководителя образовательной организации (ч. 2 ст. 51 Закона об образовании), а также для иных работников образовательной организации, работающих на должностях инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 1 и 2 ст. 52 Закона об образовании).
На первый взгляд из требований вышеуказанных статьей Закона об образовании следует, что обязательность применения профессионального стандарта в части требований к квалификации педагогических работников и иных работников образовательных организаций высшего образования очевидна. Но в ст. 46, 51, 52 Закона об образовании упоминается, что работник должен отвечать квалификационным требованиям, содержащимся в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В связи с этим возникает вопрос о том, какому же именно документу - квалификационному справочнику или профессиональному стандарту - работодатель должен отдать предпочтение при решении вопроса о соответствии работника квалификационным требованиям.
Некоторые специалисты считают, что при наличии соответствующего профессионального стандарта его применение в сфере образования обязательно [7].
Однако, по мнению Минтруда России, если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат разные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Процесс же замены ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, будет происходить в течение длительного периода (письма Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698).
Аналогичная позиция была высказана Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в совместном с Общероссийским профсоюзом образования письме от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814*(3).
В Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, в перечне норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и являющихся обязательными для применения на территории Российской Федерации, указаны и квалификационные справочники, и профессиональные стандарты [4].
В пункте 7.1.5 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.12.2016 N 1511 (далее - ФГОС), указано, что квалификация руководящих и научно-педагогических работников образовательной организации, участвующих в реализации ФГОС, должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н, и профессиональным стандартам (при наличии) [8]. Однако вышеуказанная формулировка ФГОС еще сильнее усложняет ситуацию, так как не отвечает на вопрос о том, требованиям какого документа должен соответствовать работник, если сами требования отличаются друг от друга.
Таким образом, в настоящее время однозначный ответ на вопрос об обязательности применения образовательными организациями высшего образования в части требований к квалификации своих работников дать сложно. Причина, по нашему мнению, кроется в формулировках Закона об образовании, допускающих применение и квалификационных справочников, и профессиональных стандартов, а также в одновременном действии тех и других нормативных правовых актов по одной и той же должности, профессии, специальности. Для определенного вывода об обязательности применения профессиональных стандартов в сфере образования требуется внесение соответствующих изменений в ст. 46, 51 и 52 Закона об образовании, исключающих ссылку на применение квалификационных справочников при определении требований к образованию и опыту работы сотрудников образовательных организаций.
Список литературы:
[1] Бюллетень "Официальные документы в образовании". 2016. N 18.
[2] Крылов К.Д. Новации общих требований к совершенствованию юридического образования // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. Москва, 8-10 декабря 2016 г.: Доклады и материалы. Секция 6. Проблемы юридического образования / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017.
[3] Крылов К.Д. Формирование инновационной компетентности юристов. // Актуальные проблемы высшего юридического образования: Материалы секции 11 VII Международной научно-практической конференции "Высшее образование для XXI века", Москва, 1820 ноября 2010 г. / Под ред. Т.А. Сошниковой. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 114 с.
[4] РГ. 29.12.2016. N 296.
[5] СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. 5). Ст. 6959.
[6] СЗ РФ. 2015. N 18. Ст. 2625.
[7] Чагин К.Г. Обзор профессиональных стандартов в сфере образования // Руководитель бюджетной организации. 2016. N 3.
[8] http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
[9] www.pravo.gov.ru, 08.09.2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Черных Н.В. Особенности применения профессиональных стандартов образовательными организациями высшего образования
Chernykh N.V. Features of application of professional standards by the educational organizations of the higher education
Н.В. Черных - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"
N.V. Chernykh - Candidate of Law Sciences, associate professor labor law and right of social security federal state budgetary educational institution of the higher education "The Moscow state legal university of O.E. Kutafin (MGYuA)"
Автор статьи обращает внимание на реализацию в образовательных организациях высшего образования новых норм законодательства об образовании и трудового законодательства о введении профессиональных стандартов. Анализируются нормативные положения о применении профессиональных стандартов и квалификационных справочников, делается вывод о необходимости совершенствования действующего законодательства.
The author of article pays attention to implementation in the educational organizations of the higher education of new norms of the legislation on education and the labor legislation on introduction of professional standards. Normative regulations on application of professional standards and qualification reference manuals are analyzed, the conclusion about need of enhancement of the current legislation is drawn.
Ключевые слова: Трудовой кодекс, профессиональные стандарты, квалификация, образовательные организации, высшее образование.
Keywords: Labor code, professional standards, qualification, educational organizations, the higher education.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.