Организация оказывает медицинские услуги. Прейскурант услуг очень большой, с детальной подробной расшифровкой (например, в нем значится "изготовление съемного протеза из термопластического материала с 3 зубами импортного производства").
Можно ли в связи с переходом на онлайн-кассы не отбивать в кассовом чеке подробную номенклатуру услуг, а объединить их по более общему признаку, например, "медицинская услуга по зубопротезированию"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В фискальном документе (чеке) не обязательно указывать подробную расшифровку с указанием всех комплектующих и видов работ, используемых (осуществляемых) при оказании медицинской услуги. Достаточно указать общее наименование услуги и иные сведения, ее описывающие, например - "Медицинская услуга по зубопротезированию".
При этом наименование услуги (предмета расчета) должно быть неизменно, если расчеты осуществляются в несколько этапов (с использованием предоплаты или рассрочки).
Обоснование позиции:
Прежде всего, отметим, что до настоящего времени не появилось разъяснений финансовых или налоговых органов по поводу заполнения указанных в вопросе новых реквизитов кассового чека, предусмотренных п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ).
В связи с этим все высказанные в настоящей консультации соображения и рекомендации являются только нашим экспертным мнением, основанным на анализе действующего на момент подготовки данной консультации законодательства. При появлении новых нормативных актов и официальных разъяснений данное мнение может поменяться.
В п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ приведена буквально следующая формулировка: "Наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость)".
Таким образом, отсутствие в кассовом чеке указанных реквизитов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ, будет являться неисполнением положений данного закона (письмо Минфина России от 10.04.2017 N 03-01-15/21286).
Положения Закона N 54-ФЗ не расшифровывают, что входит в понятие "наименование товаров, работ, услуг", и не содержат разъяснений, как конкретно оно включается в кассовый чек, надо ли в чеке указывать подробное наименование, указанное в прейскуранте, или можно ограничиться указанием общего наименования услуги.
По нашему мнению, в кассовом чеке не обязательно указывать подробное наименование услуги, а также комплектующие, используемые при сборке (изготовлении) изделий, используемых при оказании медицинской услуги, достаточно будет указать общее наименование услуги и номер заказа (договора) для его идентификации. При этом номер заказа (договора) необходим для правильной идентификации в случае расчетов несколькими платежами - авансом или рассрочкой. При оплате в несколько этапов в чеке указывается одно и то же наименование услуги и номер заказа (договора).
В случае осуществления наличных расчетов между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями за реализованный товар (работы, услуги) наименование таких товаров (работ, услуг) необходимо отражать на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) независимо от их количества (письмо ФНС России от 22.02.2017 N ЕД-4-20/3420@).
Например, Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России, в интервью "Переход на новый порядок применения ККТ: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей" так прокомментировал особенности заполнения чека, например, в части указания наименования товаров, работ и услуг в случае, если они были реализованы на условиях отсрочки расчета с поэтапной оплатой - например, если клиент в течение трех месяцев выплачивает стоимость товара равными долями:
"...Сейчас мы создаем систему, при которой такой реквизит кассового чека, как "наименование товара" будет служить выполнению именно этой цели - обозначению наименования товара. Это означает, что оно будет оставаться неизменными в случае, если расчет за него будет осуществляться по сложной схеме, в том числе при рассрочке платежа.
... наименование товара будет оставаться неизменным до момента окончательного расчета".
Позднее был разработан и утвержден приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (далее - Приказ), предусматривающий соответствующие реквизиты и правила их указания. При этом на официальном сайте ФНС России должны быть размещены методические рекомендации по использованию данного приказа (письмо Минфина России от 16.03.2017 N 03-01-15/15261). В настоящее время такие рекомендации на официальном сайте пока не размещены*(1).
В таблице 4 Приказа перечислены обязательные реквизиты фискального документа (чека). В частности, предусмотрены такие реквизиты, как:
- "Наименование предмета расчета" для указания наименования товара, работы, услуги, платежа, выплаты, иного предмета расчета;
- "Дополнительный реквизит предмета расчета" для указания наименования дополнительного реквизита с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.
При этом, как указано в пояснениях к Таблице 27, значение реквизита "дополнительный реквизит предмета расчета" (тег 1191) определяются ФНС России. На момент подготовки данного ответа каких-либо актов ФНС России, устанавливающих значения реквизита "дополнительный реквизит предмета расчета", нами не обнаружено.
Отметим, что Приказом предусмотрен также реквизит "признак предмета расчета", который зависит от вида предмета расчета - товар, работа, услуга и т.п. Значения реквизита "признак предмета расчета" (тег 1212) и перечень оснований для присвоения соответствующих значений реквизиту, а также формат данных этого реквизита фискального документа в печатной форме указаны в таблице 29.
Например, для услуг предусмотрено, что реквизит "Наименование предмета расчета" должен содержать сведения "об оказываемой услуге (наименование и иные сведения, описывающие услугу)". Для работ - "о выполняемой работе (наименование и иные сведения, описывающие работу)".
По нашему мнению, в фискальном документе (чеке) достаточной указать общее наименование услуги или работы. То есть без подробного указания всех составляющих услуги (работы) и использованных комплектующих.
К сведению:
Структура данных реквизита "предмет расчета" (тег 1059) указана в таблице 20 Приказа. В примечании 6 *(2) к указанной таблице указано, что в случае, если объем и список услуг невозможно определить в момент оплаты, то реквизит фискального документа "наименование предмета расчета" может не включаться в состав чека при осуществлении расчетов за услуги (например при осуществлении расчетов в виде аванса или предоплаты).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
31 мая 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические рекомендации по описанию кассовых чеков с использованием приказа ФНС России "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" составлены в целях описания наиболее часто встречающихся случаев, при которых необходимо использовать контрольно-кассовую техники и выдавать кассовый чек.
С текстом первой части данного документа, описывающей кассовый чек в случае оплаты товара в момент получения предмета расчета, можно ознакомиться на сайте https://forum.nalog.ru/index.php?showtopic=755560.
Отметим, что на указанном официальном форуме размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.
По вопросам о форматах кассовых чеков Минфин России рекомендует обращаться в ФНС России (письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-01-15/24306).
*(2) Кроме этого, в примечании 2 к Таблице 20 Приказа указано: "Для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, требование об обязательном включении в состав кассового чека и БСО реквизитов "признак предмета расчета" (тег 1212), "признак способа расчета" (тег 1214), "наименование предмета расчета" (тег 1030), "количество предмета расчета" (тег 1023) и "цена за единицу предмета расчета" (тег 1079) применяется с 1 февраля 2021 года". Данное правило соответствует п. 17 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.