Что нужно знать о маркировке товаров в РФ
Журнал "БУХ.1С", N 6, июнь 2017 г.
Одним из основных назначений маркировки является доведение сведений о товаре до потребителей, идентификация товарных позиций с целью снижения в обороте контрафактной и поддельной продукции. Мы подготовили для вас краткий обзор о маркировке товаров в России - о действующем законодательстве, о том, какая продукция уже полежит обязательной маркировке контрольными идентификационными знаками, и что ожидает нас в ближайшем будущем.
Действующая законодательная база
На текущий момент в законодательстве РФ достаточно широко применяется понятие маркировка. Так, например, маркировка может применяться в соответствии с:
Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" - как средство идентификации товара для целей информирования контрагента или потребителя товара о его характеристиках и подтверждения требованиям регламентов и стандартов;
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" - как способ идентификации и учета товаров, облагаемых акцизами;
Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" - как средство, исключающее возможность подделки и повторного использования товаров;
Лесным кодексом РФ - как способ, позволяющий обеспечить прослеживаемость товаров.
Маркировка меховых изделий
Правительство РФ Постановлением от 11.08.2016 N 787 утвердило порядок маркировки меховых изделий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России.
С 12.08.2016 на территориях стран-участников Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) вступило в силу Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха".
С этой даты маркировка меховых изделий обязательна для производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.
При этом в целях дальнейшей реализации покупка, хранение, использование, транспортировка немаркированных предметов одежды из натурального меха запрещается.
В решениях 1С поддержаны операции по взаимодействию с Государственной информационной системой "Маркировка", включая онлайн-обмен и подключение RFID-оборудования. В "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0) возможность вести учет маркированных меховых изделий реализована начиная с версии 3.0.44.94.
Маркировка лекарств
План деятельности ФНС на 2017 год направлен на достижение целей и задач, поставленных перед налоговыми органами в указах Президента РФ и его послании Федеральному собранию, программных документах Правительства, госпрограммах и иных документах стратегического характера (https://www.nalog.ru/rn32/news/activities_fts/6347588/).
В частности, помимо основных задач по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования; разработке и утверждению электронных форматов первичных учетных и других документов; внедрению автоматизированной системы применения контрольно-кассовой техники; совершенствованию работы с налогоплательщиками, стимулированию развития электронного документооборота с налогоплательщиками и др., план содержит ряд мероприятий, направленных на реализацию новых задач и функций:
создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей;
интеграция информационных ресурсов ФНС России и Росалкогольрегулирования;
проведение эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу отдельных лекарственных препаратов (ЛП) для медицинского применения;
обеспечение администрирования страховых взносов;
осуществление валютного контроля и повышение его эффективности;
создание федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ФГИС "ЕГР ЗАГС");
работа по созданию и функционированию системы tax-free.
В целях исполнения пункта 5 Поручения Президента РФ от 20.02.2015 N Пр-285 Минздрав России утвердил "Концепцию создания Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки" (приказ от 30.11.2015 N 866).
Основная цель системы маркировки лекарств - обеспечение гарантированных поставок потребителям качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов, защита от фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных ЛП.
С 01.02.2017 в России проводится эксперимент по маркировке контрольными (идентификационными) знаками лекарственных препаратов для медицинского применения. Порядок проведения эксперимента утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 N 62. В пилотном проекте участвует ограниченный круг компаний.
Маркировка лекарственных препаратов контрольными (идентификационными) знаками в целях проведения эксперимента осуществляется производителями лекарств с использованием двухмерного штрихового кода.
При проведении эксперимента по маркировке лекарств будут учитываться, в частности, разъяснения Росздравнадзора от 03.04.2017 N 02-16823/17 в части возможности продажи в розницу по назначению врача (фельдшера) лекарств с нарушением вторичной заводской упаковки (продажа блистера).
Фирмой 1С начаты работы по реализации необходимого функционала в отраслевых решениях. Разрабатываемая функциональность будет апробирована на пилотных проектах. О сроках поддержки маркировки лекарств в отраслевых решениях будет сообщено дополнительно.
Новый закон о маркировке
Минфин России подготовил проект Федерального закона о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации (см. http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch?type=ListView#npa=5 2485). Так, законопроект содержит правовые основы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и функционирования национальной системы прослеживаемости оборота товаров в России.
Согласно документу, основными задачами маркировки товаров являются:
предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции;
совершенствование процедур и сроков проведения государственного контроля в отношении участников оборота товаров;
гарантия качества (безопасности) и цены приобретаемых товаров, подтверждение подлинности товаров;
противодействие незаконному ввозу, производству и обороту товаров, в том числе контрафактных;
установление открытых правил взаимодействия участников оборота товаров, исключающих демпинг и использование иных незаконных схем оборота товаров;
осуществление государственного контроля за оборотом маркированных товаров;
стандартизация и унификация процедур учета движения товаров;
противодействие обороту фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных товаров.
Предполагается, что закон вступит в силу с 01.01.2018.
Отметим, что в планах ФНС до конца 2017 года завершить обновление госконтроля за обращением лекарственных препаратов и создать систему, которая полностью защищает оборот лекарственных препаратов от недоброкачественной и контрафактной продукции.
Кроме того, до конца 2017 года в России может быть введена маркировка рыбной продукции, обуви, верхней одежды, колесных дисков и авиадеталей.
Также в 2017 году в Иркутской области должен стартовать пилотный проект по маркировке древесины. Минпромторг России подготовил перечень продукции, на которую планируется распространить обязательную маркировку (см. http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/).
В настоящее время в Госдуме готовится ко второму чтению Законопроект N 1093620-6, которым будут внесены изменения в КоАП РФ в части административной ответственности в сфере здравоохранения.
Согласно поправкам планируется введение новых видов административной ответственности за нарушение законодательства в сфере здравоохранения или усиление административной ответственности по уже существующим составам административных правонарушений в сфере здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667