Комментарий к письму Министерства транспорта РФ
от 20.05.2008 N СА-16/3729
"Об отнесении (не отнесении) отдельных работ (услуг)
к работам (услугам) по транспортировке, организации
и сопровождению перевозок на железнодорожном транспорте"
Согласно положениям налогового законодательства, перевозка экспортируемых товаров, вывоз с таможенной территории нашей страны продуктов переработки, а также связанные с такой транспортировкой работы и услуги облагаются НДС по ставке 0 процентов (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). Указанная в данной норме привилегия распространяется на российских перевозчиков железнодорожным транспортом. Мало того, в Кодексе перечислены и те виды работ (услуг), с которыми могут быть связаны перевозки, облагаемые "нулевым" НДС. В числе таковых оказались работы (услуги) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке. А поскольку речь заходит о налоговых поблажках, несомненно, найдутся и желающие ими воспользоваться. Поэтому столь важно определить, какие именно компании и их услуги могут быть отнесены к поименованным в данной норме Налогового кодекса.
Совершенно логично, что решение вопроса об отнесения отдельных работ, выполняемых на железнодорожном транспорте, к указанным в льготной норме Налогового кодекса взял на себя Минтранс.
Так, в направленном УФНС по Московской области письме Министерства транспорта от 20.05.2008 N СА-16/3729 указано, что перевозчик должен иметь лицензию на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Причем в соответствии с пунктом 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозка грузов железнодорожным транспортом подлежит обязательному лицензированию. Поэтому предположить, что какой-либо перевозчик лишится возможности применять нулевую ставку НДС по работам и услугам из-за отсутствия у него лицензии крайне трудно, ведь без подобного свидетельства Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, он и вовсе не будет иметь права на осуществление данной деятельности.
Аналогичное требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности предъявляется и к рассмотренным Минтрансом услугам по транспортировке грузов железнодорожным транспортом. Кстати, в данном письме транспортное ведомство указало на различия в использовании термина "транспортировка грузов" при договорных отношениях налогоплательщиков - транспортных организаций и в сфере железнодорожных перевозок. И все бы хорошо, только вот вывода никакого из проведенного анализа не последовало. То есть объяснений, можно или нет включать в понятие транспортировки грузов комплекс услуг, выполняемых при организации перевозок, так и не оказалось. Видимо, расшифровки того, какие именно услуги подпадают под льготную ставку налога, придется ожидать от налогового ведомства.
Интересными являются и разъяснения относительно работ и услуг, связанных с перевозкой и грузом, вывозимым за пределы таможенной территории России или ввезенным в нашу страну, выполняемых организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися перевозчиками. Дело в том, что данная категория услуг тоже подпадает под "нулевую" ставку НДС, правда, уже по другому основанию: как работы по организации и сопровождению перевозок, непосредственной перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке, а также переработке товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Так, в публикуемом письме Минтранс достаточно подробно разъяснил, какие именно работы, связанные с железнодорожным транспортом, могут выполнять компании, не являющиеся при этом перевозчиками, пользующимися железнодорожным полотном. В частности, разъяснения коснулись организации и сопровождения перевозок. Таким образом, в категории работ, подпадающих под льготный НДС, оказались не поименованные в Кодексе услуги по подаче под погрузку собственного, арендованного или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также осуществлению диспетчерского контроля за продвижением вагонов, контейнеров с грузами, предоставлению клиентам соответствующей информации и обеспечению отправки и получения грузов. Справедливости ради надо отметить, что подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса относит к облагаемым по "нулевой" ставке НДС "и иные подобные работы". Однако, как показывает практика, контролеры не приветствуют распространение льгот на не поименованные в Кодексе работы, операции, расходы и т.д. В результате налогоплательщикам зачастую приходится отстаивать право на применение к своей деятельности тех положений главного налогового закона, перечни в которых носят так называемый открытый характер. С учетом же названных в письме работ, которые, по мнению Минтранса, являются составляющими указанных в статье 164 Налогового кодекса, транспортным департаментом исключена возможность возникновения претензий контролеров к организациям, желающим получить льготу по НДС в отношении данных работ. А поскольку это письмо транспортного департамента получило одобрение УФНС в виде направления нижестоящим органам, проблем с контролерами на местах можно не бояться.
Та же история и с упомянутыми в комментируемом письме услугами, предоставляемыми экспедиторами в рамках договоров транспортной экспедиции, в составе которых оказались даже информационные и платежно-финансовые услуги. Прямого указания на них в статье 801 Гражданского кодекса, посвященной договору транспортной экспедиции, не содержится. Разумеется, как и в случае с налоговым законодательством, положения вышеупомянутой нормы Гражданского кодекса допускают возможность включения в состав соглашения о транспортной экспедиции еще и дополнительных услуг помимо перечисленных. Однако перспектива возникновения споров с инспекторами на фоне прямого указания Минтрансом на причастность данных услуг к поименованным в статье 164 Налогового кодекса исчезает.
Т.Б. Прасолова,
налоговый консультант
"Московский бухгалтер", N 15, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007