С 16.02.2016 по 30.06.2016 Обществом была произведена специальная оценка условий труда (СОУТ) на сумму 213 800 руб. ФСС России возместило часть затрат по СОУТ, и 08.08.2016 перечислило денежные средства на р/с Общества в сумме 45 878 руб. 21 коп.
Просим Вас пояснить:
1. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете средства, полученные от ФСС России?
2. Должно ли Общество в данном случае использовать счет 86 "Целевое финансирование"?
3. Признаются ли в налоговом учете доходы и расходы на осуществление специальной оценки условий труда, финансируемые за счет ФСС России?
ООО "АНТ-Консалт", декабрь 2016 г.
Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом, устанавливающим правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, является Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ).
Непосредственно СОУТ осуществляет специализированная организация, соответствующая требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ и привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Законом зафиксирована обязанность работодателя финансировать работы по СОУТ (ч. 1 ст. 8 Закона N 426). При этом Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила), утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, предусмотрена возможность возмещения расходов на проведение СОУТ за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС России в текущем финансовом году (пп. (а) п. 3 Правил).
Объем финансирования указанных расходов не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (абз. 3 п. 2 Правил).
Следует заметить, что Правила не предусматривают возможности возмещения работодателю расходов на проведение специальной оценки условий труда путем перечисления ФСС России денежных средств на расчетный счет организации. Однако на территории Н-ской области, где находится организация, действует пилотный проект ФСС России, утвержденный Правительством РФ*(1), согласно которому предусмотрены прямые выплаты из территориального органа ФСС России (п. 4 Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2016 гг. на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).
Бухгалтерский учет
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, одним из которых, в частности, является Фонд социального страхования, относятся к бюджетной системе Российской Федерации (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Получение юридическим лицом бюджетных средств, на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов может рассматриваться как получение государственной помощи*(2). В бухгалтерском учете порядок учета государственной помощи регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000*(3).
Согласно п. 15 ПБУ 13/2000 порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
В п. 1 ПБУ 13/2000 указывается, что государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Пунктом 7 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения денежных средств, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств.
Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации (п. 8 ПБУ 13/2000). При этом списание суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов происходит в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п. 9 ПБУ 13/2000).
Таким образом, корреспонденция счетов бухгалтерского учета*(4) может быть следующей:
Дебет | Кредит | Сумма | Содержание хозяйственной операции |
213 800,00 | Стоимость услуг по СОУТ (в момент признания расходов) | ||
45 878,21 | Зачислены денежные средства, полученные от ФСС России, в счет возмещения затрат на СОУТ (08.08.2016) | ||
45 878,21 | Отражен доход в сумме полученного возмещения (08.08.2016) |
Налог на прибыль организаций
Прямой нормы о признании такого вида поступлений, как финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в качестве дохода для целей налога на прибыль, в Налоговом кодексе РФ нет. Существует позиция Минфина РФ, выраженная в письмах от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, от 15.02.2011 N 03-03-06/2/23, которая сводится к тому, что налогоплательщик-страхователь может не включать в доход суммы, израсходованные на проведение мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет взносов в ФСС России. Однако в рассматриваемой ситуации, так как организация функционирует в условиях пилотного проекта ФСС России, предусматривающего прямые выплаты и включение в расход всей суммы понесенных затрат на соответствующие мероприятия следует принять во внимание позицию Минфина РФ, изложенную в письме от 13.04.2005 N 03-03-01-02/107, в котором при приобретении имущества за счет средств ФСС России, Минфин РФ занимает прямо противоположную позицию и требует включать средства, выделяемые из государственных внебюджетных фондов в состав доходов налогоплательщика-страхователя.
Для обоснования этого обращаем внимание, на то, что данный вид финансирования не может быть отнесен к целевому финансированию и целевым поступлениям, указанным в подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, и соответственно не является доходом, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, так как перечень таких доходов закрытый. В то же время, перечень внереализационных доходов, учитываемых в налоговой базе (ст. 250 НК РФ), является открытым и содержит, в частности, такой вид дохода, как безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (п. 8 ст. 250 НК РФ), который можно применить в рассматриваемой ситуации.
Датой получения внереализационного дохода в данной ситуации будет считаться дата поступления денежных средств на расчетный счет организации (абз. 3 пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ.
При этом расходы, произведенные за счет указанного финансирования (частичного), могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления таких расходов признается дата подписания с организацией, проводящей СОУТ, акта приемки-сдачи выполненных работ (абз. 3 подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Вывод:
1. В бухгалтерском учете средства, полученные от ФСС России в рассматриваемой ситуации, зачисляются на счет целевого финансирования со списанием в прочие доходы. В налоговом учете такие средства могут быть признаны в качестве внереализационного дохода и включаться в расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
2. Общество следует использовать счет 86 "Целевое финансирование".
3. В налоговом учете расходы на осуществление специальной оценки условий труда могут быть признаны в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а доходы, получаемые в виде возмещения расходов от ФСС России - в составе внереализационных доходов.
15 декабря 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2016 гг. территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(2) Ст.ст. 10, 13 Бюджетного кодекса РФ.
*(3) Утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 92н.
*(4) Дается с использованием счетов согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н. При отражении записей в бухгалтерском учете следует руководствоваться утвержденным в организации Рабочим планом счетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "АНТ-Консалт"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "АНТ-Консалт" состоит в трудовых отношениях.
http://www.audit-nt.ru/