Гражданско-правовая ответственность в области таможенного дела
Вопросы юридической ответственности, в частности гражданско-правовой, хорошо изучены в России. Однако специфике гражданско-правовой ответственности в таможенном деле в трудах последнего времени уделяется не много внимания. Между тем, исследования ответственности подобного рода весьма актуальны.
В таможенном деле может применяться ответственность того или иного вида, в том числе гражданско-правовая. Помимо нее также применяется административная, уголовная, финансовая и дисциплинарная ответственность. Конечно, Таможенный кодекс РФ (далее - Кодекс) упоминает в основном иные виды ответственности. Существуют и общие положения: никто не может быть привлечен к ответственности, если нарушение таможенных правил вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела (п. 5 ст. 6 Кодекса).
Таможенный кодекс РФ содержит множество норм об ответственности. Чаще всего они предусматривают ответственность за неуплату таможенных платежей. Классическим примером служат нормы ст. 320 Кодекса*(1).
Ответственность за неуплату таможенных платежей нужно считать финансовой (налоговой) ответственностью. В подтверждение подобного довода приведем норму п. 7 ст. 350 Кодекса: "Требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности".
В отношении применения норм о публичной ответственности законодатель использует ряд приемов, характерных для гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. Так, согласно п. 2 ст. 112 Кодекса владелец склада временного хранения не несет ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в том случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.
Аналогичные нормы содержатся: в отношении владельца таможенного склада - в статье 230, в отношении владельца магазина беспошлинной торговли - в ст. 262 и в отношении самого таможенного органа - в статье 115 Кодекса. Мы видим, что условием освобождения от ответственности здесь является наличие обстоятельств непреодолимой силы, которое в соответствии со ст. 401 ГК РФ освобождает предпринимателя от ответственности.
В отношениях, связанных с таможенным делом, применяется дисциплинарная ответственность. Согласно ст. 56 Кодекса к дисциплинарной ответственности может привлекаться должностное лицо таможенного органа*(2).
В самом общем виде гражданско-правовая ответственность состоит во взыскании с нарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на нарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.
По функциям (восстановительные, организационные, превентивные, штрафные) и санкциям (компенсационные, штрафные и как исключение конфискационные) гражданско-правовая ответственность в области таможенного дела не имеет какой-либо специфики.
Выделяются следующие разновидности гражданско-правовой ответственности:
- гражданско-правовая ответственность по обязательствам таможенного брокера, таможенного перевозчика и владельца таможенного склада, которая в обязательном порядке должна быть застрахована;
- гражданско-правовая ответственность сторон договоров, заключаемых в области таможенного дела*(3);
- ответственность таможенных органов за причинение убытков лицам, участвующим в правоотношениях в области таможенного дела (включая ответственность за разглашение коммерческой и иной тайны);
- ответственность таможенных органов за причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Ни гражданское, ни таможенное законодательство не устанавливает ограничений для ответственности сторон, предусматриваемой договорами, которые заключаются в области таможенного дела. Согласно п. 5 ст. 144 Кодекса обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены его договором с представляемым лицом. Поскольку о каких-либо ограничениях ответственности сторон договора не упоминается, действует лишь общее положение п. 4 ст. 401 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ): "Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно".
Таким образом, выявлено общее (межотраслевое) значение правила п. 4 ст. 401 ГК РФ. Положение, согласно которому заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно, законодатель дублирует и развивает в п. 5 ст. 144 ТК РФ. Установлено, что обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены с его представляемым лицом. Поскольку названные обязанности и ответственность могут быть не только частноправовыми, но и публично-правовыми, предписание п. 4 ст. 401 ГК РФ, реализующееся в области таможенного дела через отмеченное специальное правило п. 5 ст. 144 Кодекса фактически имеет межотраслевой характер.
В таможенном законодательстве есть специальные нормы, посвященные ответственности, например: "Правообладатель... несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров... в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если в установленном законодательством РФ порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными" (ст. 397 Кодекса "Приостановление выпуска товаров").
Рассмотрим ответственность таможенных органов. Статья 10 Кодекса устанавливает, что утрата документов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Очевидно, что среди прочего речь идет и о гражданско-правовой ответственности.
К гражданско-правовой ответственности имеет отношение и норма п. 5 ст. 25 Кодекса, согласно которой "таможенные органы не несут ответственность за убытки, причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля, равно как за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не уполномоченными на их проведение".
Общие положения о гражданско-правовой ответственности таможенных органов предусмотрены ст. 365 Кодекса. В наименование этой статьи вынесен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Установлено, что при проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам.
Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, не подлежат возмещению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Из данного правила вытекают некоторые общие выводы:
- не допускается причинение вреда любым заинтересованным лицам;
- возмещению подлежат только убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями или бездействием;
- убытки подлежат возмещению в полном объеме, т.е. компенсируется как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
Нормами таможенного законодательства предусмотрено, что таможенные органы несут ответственность в случае неправомерного применения физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами и причинения вследствие этого вреда жизни и здоровью физических лиц (ст. 414 Кодекса).
Статьи 23 и 115 Кодекса содержат правила об ответственности таможенных органов в связи с осуществлением ими хранения товаров. Установлено, что права, обязанности и ответственность таможенных органов в указанных случаях вытекают из существа обязательств в соответствии с предусмотренными Кодексом общими положениями о хранении.
В гражданском праве выделяют договорную и внедоговорную ответственность.
К числу оснований гражданско-правовой ответственности в области таможенного дела можно отнести:
- противоправный характер поведения нарушителя либо наступление специально оговоренных последствий (теоретически это можно назвать объективными условиями);
- наличие у потерпевшего вреда или убытков (материальные условия);
- причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими последствиями (причинные условия).
Таким образом, налицо юридический состав: порок любого элемента влечет неприменение ответственности. Разберем некоторые элементы указанного состава.
Противоправным в гражданском праве считается такое поведение, которое нарушает императивные нормы права либо санкционированные законом условия договоров*(4).
Мерами гражданско-правовой ответственности в области таможенного дела, как и гражданско-правовой ответственности вообще, являются санкции - предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые судом к правонарушителю в целях компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия.
Под вредом понимается всякое умаление личного или имущественного блага. Для наступления ответственности необходимо наличие причинной связи между действиями нарушителя и умалением блага. Причинная связь всегда объективна, конкретна и предполагает, что причина (т.е. один факт) всегда предшествует другому факту и порождает его, а другой факт (следствие) всегда является результатом действия первого.
В качестве основания ответственности субъектов гражданских прав указывается также вина правонарушителя. Важнейшей особенностью ответственности предпринимателя является ее наступление независимо от вины. Таможенный орган, напротив, несет ответственность только при наличии вины.
Понятие вины в цивилистике существенно отличается от определения, сформированного наукой уголовного права. В гражданском праве вина рассматривается не как психологическое отношение лица к собственному поведению, а как неприятие им объективно возможных мер по устранению или недопущению отрицательных результатов своих действий*(5).
Правила о безвиновной ответственности предпринимателя, как и правило о виновной ответственности "рамочного" субъекта, являются диспозитивными. Стороны договоров в области таможенного дела своим соглашением могут вводить вину в качестве условия ответственности предпринимателя. Но чаще стороны предпринимательского договора не вводят вину в качестве условия ответственности, а используют так называемую форс-мажорную*(6) оговорку, т. е. конкретизируют обстоятельства непреодолимой силы. Более подробные, чем в Гражданском кодексе РФ, положения о непреодолимой силе содержатся в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.)*(7).
К форс-мажорным обстоятельствам относятся события (например, такие стихийные явления, как землетрясение, наводнение и т.п.) и действия (военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.п.). К форс-мажору также относятся запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и др.
В принципах международных коммерческих договоров (Принципах УНИДРУА*(8), ст. 7.1.7) сформулированы следующие подходы:
- сторона освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение обязательств было вызвано препятствием, находившимся вне ее контроля, и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия в расчет этого препятствия при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия и его последствий;
- если препятствие носит временный характер, освобождение от ответственности имеет силу в течение периода времени, который является разумным, влияния препятствия на исполнение договора;
- сторона, не исполнившая обязательств, должна уведомить другую сторону о возникновении препятствия. Если другая сторона не получила уведомления в течение разумного срока после того, как не исполнившая обязательство сторона узнала или должна была узнать о препятствии, последняя несет ответственность за убытки, ставшие результатом неполучения уведомления.
Конечно, для того чтобы избежать возникновения обстоятельств непреодолимой силы либо смягчить их последствия, следует предпринять разумные действия в целях разумного (т.е. влекущего взаимные выгоды сторон) исполнения договора. В частности, в международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс"*(9) отмечено следующее. Многие договоры перевозки, предусматривающие перегрузку товара в промежуточных пунктах в целях достижения места назначения, обязывают продавца оплачивать такие расходы, в том числе затраты на перегрузку товара с одного перевозочного средства на другое. Если же перегрузку осуществляет перевозчик (например, для того чтобы избежать непредвиденных препятствий, таких как ледостав, столкновение, трудовые конфликты, правительственные запрещения, война или иные военные действия), такие расходы несет покупатель.
Определенные проблемы могут быть вызваны необходимостью подтверждения обстоятельств непреодолимой силы. Отметим положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палаты Российской Федерации обстоятельств форс-мажора*(10). В договоре стороны вправе выбрать частный способ подтверждения определенных обстоятельств (не только документами ТПП). Что касается закрепления в тексте договора форс-мажорной оговорки, то стороны вправе указать фактически любые обстоятельства в качестве отменительного условия.
Г.А. Кормаков,
судья Федерального арбитражного суда Поволжского округа
"Правосудие в Поволжье", N 2, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В качестве примера можно указать ст. 90 Таможенного кодекса РФ "Ответственность перевозчика и экспедитора при внутреннем таможенном транзите"; ст. 116 Таможенного кодекса РФ "Особенности временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом" и др.
*(2) О полномочиях по принятию решении при проверке законности и обоснованности решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела и при привлечении к административной ответственности см. Приказ Федеральной таможенной службы от 13 сентября 2004 г. N 45.
*(3) Более подробно о договорах, заключаемых в области таможенного дела см. статью "Договорное регулирование в области таможенного дела" // Вестник ФАС Поволжского округа "Правосудие в Поволжье". 2008. N 1.
*(4) Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М., 1991. С. 46-57.
*(5) Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Проф. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 2000. С. 448.
*(6) Vis maior лат. - высшая, природная сила.
*(7) Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. N 1.
*(8) Документ разработан Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) в 1994 г. // Закон. 1995. N 12.
*(9) Публикация Международной торговой палаты 1990 г. N 460. М., 1992.
*(10) Утверждено постановлением Правления Торгово-промышленной палаты ко от 30 сентября 1994 г. N 28-4 // Закон. 1996. N 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданско-правовая ответственность в области таможенного дела
Автор
Г.А. Кормаков - судья Федерального арбитражного суда Поволжского округа
"Правосудие в Поволжье", 2008, N 2