Расходы на освоение природных ресурсов
Промышленные предприятия добывающих отраслей тратят много средств на разработку новых месторождений, геологическое изучение и освоение недр, проведение подготовительных работ. Как правило, от начала работ до собственно добычи полезных ископаемых проходит много месяцев, а то и лет. Иногда, увы, работы могут оказаться безрезультатными.
В Налоговом кодексе данные расходы объединены в одну статью и называются расходами на освоение природных ресурсов (ОПР). О том, как правильно отразить в налоговом учете расходы на ОПР, и пойдет сегодня разговор.
Приобретаем лицензию
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, регулируются Законом о недрах*(1), согласно которому недра предоставляются в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых (ст. 6). В соответствии со ст. 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определенный срок:
- для геологического изучения - на срок до пяти лет (или до десяти лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ);
- для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Исходя из положений ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и др. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон о недрах).
Лицензионное соглашение на право пользования недрами заключается по результатам конкурса или аукциона. Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 13.1 Закона о недрах). В случае если конкурс на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях такого конкурса.
Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона является размер разового платежа за право пользования участком недр.
Налогоплательщики, которые приняли решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, будут отражать данные расходы в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 325 НК РФ.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:
- расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
- расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
- расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
- расходы на приобретение геологической и иной информации;
- расходы на оплату участия в конкурсе.
При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно. Порядок их учета зависит от результатов конкурса - заключено лицензионное соглашение на право пользования недрами или нет.
Если лицензия получена, то в этом случае расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость нематериальных активов (НМА), амортизация которых будет начисляться в соответствии со ст. 256-259 НК РФ. То есть срок полезного использования будет определяться исходя из срока действия лицензии (если срок полезного использования НМА определить невозможно, то нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет, но не более срока деятельности налогоплательщика).
Начисление амортизации по лицензионному соглашению (лицензии), которое учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот нематериальный актив был введен в эксплуатацию: права, предусмотренные лицензионным соглашением (лицензией), начали использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/1/210).
В случае если налогоплательщик не смог получить лицензию, то расходы включаются в состав прочих равномерно в течение пяти лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса.
И наконец, третий вариант развития событий - налогоплательщиком принято решение об отказе от участия в конкурсе (либо о нецелесообразности приобретения лицензии). В этом случае расходы также включаются в состав прочих расходов равномерно в течение пяти лет, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, которое должно оформляться соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.
В списке расходов, связанных с приобретением лицензии, поименованы лишь расходы на оплату участия в конкурсе. По мнению Минфина, расходы в виде сбора за право участия в аукционе, уплачиваемого на основании п. 42 Закона о недрах, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в том же порядке, что и расходы на оплату участия в конкурсе (Письмо от 07.03.2008 N 03-03-06/1/162).
Затраты организации, связанные с получением лицензии на право пользования недрами (в том числе сбор за участие в конкурсе, затраты на аудит запасов, сбор за получение лицензии), составили 3 600 000 руб. Лицензия выдается сроком на шесть лет. Конкурс проводится в июле 2008 г.
1-й вариант. Лицензия получена в июле, пользование недрами начато в этом же месяце. В соответствии с приказом об учетной политике организация начисляет амортизацию линейным методом.
Первоначальная стоимость НМА составляет 3 600 000 руб. Срок полезного использования равен сроку, на который выдана лицензия (в данном случае - 72 месяца).
Начисление амортизации производится ежемесячно, начинается с месяца, следующего за месяцем регистрации лицензии, то есть с августа 2008 года. Ежемесячная сумма амортизации равна 50 000 руб. (3 600 000 руб. / 72 мес.).
2-й вариант. Предположим, что организация конкурс не выиграла и лицензию получить не смогла.
Расходы будут включаться в состав прочих равномерно в течение пяти лет, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, то есть с августа 2008 года. Ежемесячная сумма расходов равна 60 000 руб. (3 600 000 руб. / 60 мес.).
3-й вариант. Организация приняла решение об отказе от участия в конкурсе в мае 2008 г.
Расходы будут включаться в состав прочих равномерно в течение пяти лет, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, то есть с июня 2008 года. Ежемесячная сумма расходов равна 60 000 руб. (3 600 000 руб. / 60 мес.).
Что касается бухгалтерского учета, то затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся (Письмо Минфина России от 24.04.2007 N 07-05-06/108 "О порядке отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов организации на приобретение лицензии на право пользования недрами в целях исчисления налога на прибыль").
В соответствии со ст. 40 Закона о недрах лица, получившие право на пользование недрами, вносят разовые платежи за это пользование при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Поскольку внесение разовых платежей является лицензионным требованием и условием, то есть обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, то не может рассматриваться как расход, осуществленный в целях ее приобретения и, соответственно, включаемый в стоимость НМА. Расход в виде разового платежа за пользование недрами учитывается в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. письма Минфина России от 25.03.2008 N 03-03-06/1/200, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/351).
Расходы на освоение природных ресурсов
Расходами на ОПР в целях исчисления налога на прибыль признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. В пункте 1 ст. 261 НК РФ определены конкретные виды расходов.
В первую группу включены расходы:
- на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными лицензиями (разрешениями). К разведке полезных ископаемых отнесено, например, проведение сейсмологических работ, осуществляемых в соответствии с технологической схемой опытно-промышленной разработки месторождения (Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-03-01-04/1/68);
- на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 57*(2) минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, составляет 10 000 руб. Размер платы может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация.
Ко второй группе относятся расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе:
- на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
- на подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов.
Третья группа включает:
- расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов (согласно Письму Минфина России от 15.06.2007 N 03-03-06/1/379 к этой группе отнесены расходы, связанные с возмещением ущерба объектам животного мира и водным биологическим ресурсам);
- расходы на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений;
- компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями.
Расходы, относящиеся к первой группе, включаются в состав прочих равномерно в течение двенадцати месяцев, относящиеся ко второй и третьей также включаются в состав прочих равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации.
Имейте в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 261 НК РФ расходы на ОПР признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ). А согласно п. 3 ст. 325 НК РФ по окончании работ по договору с подрядчиком осуществленные расходы включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком по данному договору. Осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих в сроки, предусмотренные ст. 261 НК РФ. Исходя из этих норм, можно сделать вывод, что в случае проведения таких работ по договору с подрядчиком гл. 25 НК РФ не предусмотрено поэтапное списание расходов на ОПР (см. Письмо Минфина России от 24.10.2005 N 03-03-04/1/288).
Организация в июле 2008 г. получила лицензию на право пользования недрами сроком на шесть лет. В процессе подготовки территории к добыче полезных ископаемых были произведены следующие расходы:
- на поиск полезных ископаемых - 1 800 000 руб. (работы окончены 12.04.2008);
- на подготовку территории к проведению работ - 2 400 000 руб. (работы окончены 18.08.2008);
- на выплату компенсации за ущерб, причиненный окружающей среде, - 900 000 руб. (согласно договору, заключенному с органом местного самоуправления, выплата произведена 29.08.2008).
Расходы включаются в состав прочих в следующем порядке:
- на поиск полезных ископаемых в течение двенадцати месяцев, начиная с 01.05.2008, по 150 000 руб. в месяц (1 800 000 руб. / 12 мес.);
- затраты на подготовку территории к проведению работ, начиная с 01.09.2008 - в течение пяти лет ежемесячно, в сумме 40 000 руб. в месяц (2 400 000 руб. / 5 лет / 12 мес.);
- компенсация учитывается, начиная с 01.09.2008 в течение пяти лет ежемесячно, в размере 15 000 руб. в месяц (900 000 руб. / 5 лет / 12 мес.).
Рекультивация земель
Согласно п. 3 ст. 37 Закона об охране окружающей среды*(3), а также ст. 13 Земельного кодекса при осуществлении строительства землепользователи обязаны принимать меры по рекультивации нарушенных земель. Рекультивация земель - это мероприятия по восстановлению биологической продуктивности и эстетической ценности ландшафтов, утраченных в процессе производства. На первом, техническом этапе производятся подготовительные работы, например выравнивание отвалов горных выработок, засыпка израсходованных карьеров и шахт и т.д. На втором этапе восстанавливается плодородие путем создания почвенного покрова, а также посадок различных растений, создания рекреационных водоемов и тому подобное. Рекультивация проводится в соответствии с ГОСТ 17.5.3.04-83 *(4).
По мнению Минфина, расходы на рекультивацию земель можно списать при расчете налога на прибыль на основании ст. 261 НК РФ (Письмо от 02.11.2006 N 03-03-04/1/713). То есть минфиновцы причислили расходы на рекультивацию земель к затратам по освоению природных ресурсов. При этом, как разъяснил Минфин, рекультивацию земель не следует путать с материальными расходами (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ), которые можно учесть при расчете налога на прибыль единовременно*(5). В отличие от затрат по возмещению комплексного ущерба природных ресурсов, к которым относится рекультивация земель, они списываются равномерно в течение пяти лет (см. также Письмо Минфина России от 28.03.2007 N 03-03-06/1/177).
Расходы, связанные со строительством объектов
В составе расходов на освоение природных ресурсов могут оказаться расходы, непосредственно связанные со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика становятся постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин). В соответствии с п. 4 ст. 325 НК РФ указанные расходы должны учитываться в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств, которые затем будут амортизироваться в соответствии с порядком, установленным гл. 25 НК РФ.
Расходы на строительство временных сооружений (подъездных путей, сооружений для хранения добываемых пород, для проживания участников геолого-разведочных работ и др.) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ. При этом никаких других условий для включения этих расходов в состав прочих (в том числе в зависимости от стоимости) п. 4 ст. 325 НК РФ не содержит. Тем не менее Минфин считает (Письмо от 07.02.2005 N 03-03-01-04/1/57), что в составе прочих расходов могут быть единовременно учтены "..." расходы на строительство временных сооружений, которые для целей налогообложения не признаются амортизируемым имуществом, то есть создаваемых на срок, не превышающий 12 месяцев, и (или) первоначальной стоимостью не более 10 000 руб. (начиная с 2008 года - не более 20 000 руб.).
Безрезультатные работы
Безрезультатными признаются геолого-поисковые, геологоразведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших изысканий на соответствующем участке недр. Данное решение принимается в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых, а также с невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 3 ст. 261 НК РФ).
Если расходы по соответствующему участку недр оказались безрезультатными, то они признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших работ на этом участке в связи с их бесперспективностью. Указанные расходы включаются в состав прочих в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 261 НК РФ, то есть в течение двенадцати месяцев или пяти лет в зависимости от вида работ.
Например, расходы на строительство скважины, признанные безрезультатными, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации (Письмо Минфина России от 07.02.2008 N 03-03-06/1/86). Что касается НДС по такой скважине, то Минфин придерживается следующего мнения. Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектами налогообложения, поэтому при ликвидации объекта незавершенного строительства суммы НДС по товарам (работам, услугам), предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиком капитального строительства, ранее принятые к вычету, следует восстановить. Однако автор не согласен с такой позицией и считает, что НДС восстанавливать не нужно, так как НК РФ такой обязанности не предусматривает.
Хотелось бы обратить ваше внимание на еще одно достаточно спорное утверждение Минфина, изложенное в Письме от 24.10.2006 N 03-03-04/1/706: суммы расходов, списанных ранее, а затем признанных безрезультатными, необходимо восстанавливать и включать в состав прочих в соответствии с порядком, предусмотренным для безрезультатных работ.
УФНС по г. Москве, ссылаясь на это письмо, пошло еще дальше и указало следующее: в случае признания осваиваемого участка неперспективным и принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии расходы, связанные с ее получением, учитываются в целях налогообложения прибыли аналогично порядку признания в целях налогообложения прибыли расходов по освоению участка, признанного бесперспективным (Письмо от 30.04.2008 N 20-12/041972). В связи с тем, что в данном документе идет ссылка на Письмо N 03-03-04/1/706, напрашивается вывод, что амортизационные расходы по лицензии также надо восстановить, а расходы, связанные с получением лицензии, отразить в порядке, утвержденном для безрезультатных расходов. Однако НК РФ не предусматривает необходимости восстановления ни расходов, списанных ранее, а затем признанных безрезультатными, ни расходов, связанных с получением лицензии. Скорее всего, если предприятие "не послушается" Минфина, то свою точку зрения ему придется доказывать в судебном порядке.
Отдельно о расходах на строительство разведочной скважины
Пунктом 4 ст. 261 НК РФ предусмотрен порядок признания расходов на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины. При этом налогоплательщик должен соблюсти определенные условия:
- решение о признании скважины непродуктивной принять один раз и в дальнейшем его не менять;
- уведомить налоговый орган по месту учета о своем решении не позднее предельного срока представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.
Расходы по непродуктивной разведочной скважине учитываются равномерно в течение двенадцати месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение.
Судебные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу данных расходов возникают в основном из-за того, какой пункт (3 или 4) ст. 261 НК РФ следует применять в каждом конкретном случае (а от этого зависит величина срока, в течение которого списываются расходы, - двенадцать месяцев или пять лет).
Например, ФАС ВСО (см. Постановление от 23.05.2008 N А33-9927/07-Ф02-2071/08) рассматривал дело, суть которого заключалась в следующем. Общество ликвидировало находящуюся на балансе разведочную скважину, как доведенную до глубины, но оказавшуюся в неблагоприятных геологических условиях. Такая скважина в соответствии с Инструкцией Госгортехнадзора России N 22*(6) относится к скважинам, ликвидируемым по геологическим причинам. Работы на указанном лицензионном участке во время ликвидации скважины общество не прекращало. Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что ликвидация скважины подчиняется правилам п. 4 ст. 261 НК РФ и не требует направления уведомления в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение в порядке п. 3 ст. 261 НК РФ. При этом НК РФ не предусматривает каких-либо специальных требований к категории ликвидации скважины для признания расходов по п. 4 ст. 261 НК РФ. Суд пришел к выводу, что затраты по строительству и ликвидации спорной скважины правомерно отнесены обществом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В другом случае арбитражные судьи поддержали налоговую инспекцию (см. Постановление ФАС ВВО от 21.08.2007 N А29-7286/2006А). Спор заключался в следующем. Налогоплательщик ликвидировал в 2003 году поисковую скважину в связи с ее бесперспективностью, о чем в соответствии с п. 4 ст. 261 НК РФ уведомил налоговую инспекцию в апреле 2005 года. Из содержания данной нормы видно, что она применяется только в отношении разведочных скважин.
Согласно Временной классификации скважин*(7) между структурно-поисковой и разведочными скважинами имеется принципиальное различие. Однако расходы на строительство (бурение) поисковой скважины, которая оказалась непродуктивной, не включены в перечень расходов, указанных в п. 4 ст. 261 НК РФ.
Данные расходы можно было бы списать на основании п. 3 ст. 261 НК РФ. Однако доказательств уведомления федерального органа управления государственным фондом недр о прекращении соответствующих работ на этом участке в связи с их бесперспективностью налогоплательщик в суд не представил. Поэтому суд постановил, что налогоплательщик необоснованно отнес расходы по строительству скважины на 2005 год, тем самым занизив налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
К сведению: с 1 января 2009 года в случае, если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то его расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, могут учитываться в следующем порядке (по выбору налогоплательщика):
1. Расходы формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА. Амортизация начисляется в порядке, установленном ст. 256-259.2 НК РФ.
2. Расходы учитываются в составе прочих, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения (п. 23 ст. 1 Федерального закона N 158-ФЗ*(8)).
При переходе налогоплательщика на порядок учета расходов на получение (приобретение) лицензии на право пользования недрами в составе прочих расходов расходы на приобретение лицензий, указанные в абз. 8 п. 1 ст. 325 НК РФ, не учтенные в налоговой базе по налогу на прибыль организаций по состоянию на 1 января 2009 года, учитываются равными долями в течение 2009 и 2010 годов (ст. 5 Федерального закона N 158-ФЗ).
О.В. Арбатская,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
*(2) Постановление Правительства РФ от 25.01.2002 N 57 "О плате за геологическую информацию о недрах".
*(3) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(4) ГОСТ 17.5.3.04-83: Земли. Общие требования к рекультивации земель. Утвержден Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.03.83 N 1521.
*(5) Например, ФАС МО в Постановлении от 26.04.2006 N КА-А40/3139-06 указал, что расходы на рекультивацию земель, не связанную с освоением природных ресурсов, признаются по правилам ст. 254 НК РФ.
*(6) Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 N 22.
*(7) Временная классификация скважин, бурящихся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений (залежей), утв. Приказом МПР России от 07.02.2001 N 126.
*(8) Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"