Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором,
заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова
- Евгений Алексеевич, недавно вступила в силу четвертая часть ГК РФ, к созданию которой, как и предыдущих частей кодекса, Вы имеете самое непосредственное отношение. Как Вы в целом оцениваете этот документ, в чем его специфика?
- Одной из принципиальных особенностей четвертой части ГК РФ стало подробное регулирование договорных отношений, связанных с использованием результатов творческой деятельности, а точнее исключительных прав на результаты творческой деятельности. Почему было так важно это сделать?
Традиционно данная сфера регулировалась почти исключительно "статически", т.е. устанавливался лишь правовой режим объектов (изобретений, объектов авторских прав и т.д.). Этого оказалось явно недостаточно в условиях рыночной экономики, когда участников хозяйственных отношений прежде всего интересует, можно ли использовать эти объекты, как приобрести на них права. К сожалению, регулирование "динамики", т.е. обращения таких объектов, как говорится, хромало на обе ноги. В действовавшем в 90-е годы прошлого века законодательстве - я имею в виду, в частности, Закон об авторском праве и смежных правах*(1) и Патентный закон *(2) - о договорах отчуждения подобных объектов в лучшем случае просто упоминалось, развернутого же регулирования практически не было. А то немногое, что было, часто содержало внутренние противоречия.
Поскольку о договорах, связанных с использованием исключительных прав на результаты творческой деятельности, шла речь в отдельных законах, даже всерьез обсуждался вопрос о том, распространяется ли на эти соглашения действие общих положений ГК РФ о договорах и об обязательствах, а если распространяется, то в какой мере.
Четвертая часть ГК РФ внесла ясность в сферу обращения указанных объектов, упорядочила договорные отношения. Здесь есть и общие положения о подобных соглашениях, и нормы об их разновидностях. И, что очень важно, поскольку теперь все эти нормы собраны в четвертой части ГК РФ, нет никаких сомнений в том, что на данную сферу распространяются и общие положения ГК РФ о сделках, и общие положения о договорах, и общие положения об обязательствах.
Насколько удачно, на Ваш взгляд, решение оставить нормы о некоторых договорах, связанных с оборотом исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности, во второй части ГК РФ, несмотря на появление четвертой части?
- К сожалению, в связи с тем, что четвертая часть ГК РФ разрабатывалась и принималась спустя несколько лет после принятия первой и второй частей, не все получилось логично с точки зрения структуры кодекса в целом.
Нормы о договорах и обязательствах, как известно, сосредоточены во второй части ГК РФ. Изначально планировалось здесь же разместить и нормы об интеллектуальной собственности, однако по ряду причин этого сделать не удалось. Но все же в число договоров, урегулированных второй частью кодекса, вошли некоторые из тех, которые касаются интересующей нас сферы (например, договор коммерческой концессии, договор о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ). Поэтому сейчас отдельные договоры, относящиеся к исключительным правам на результаты творческой деятельности, регулируются второй частью ГК РФ, а остальные (большинство) - четвертой. Это неприятное, но неизбежное следствие тех давних дискуссий о содержании второй части ГК РФ.
Кстати, в связи с принятием четвертой части ГК РФ в упомянутые нормы второй части Вводным законом *(3) внесены изменения, чтобы в кодексе не было внутренних противоречий.
Тем не менее, все договорные отношения, наконец, урегулированы, причем довольно тщательно, и это большое достижение. Кстати, при этом появилось много новелл, касающихся договоров об использовании прав на отдельные объекты интеллектуальной деятельности.
Пожалуйста, расскажите о таких объектах подробнее. Например, как следует трактовать коммерческое обозначение и фирменное наименование?
- В условиях прежнего правопорядка, основанного на плановой экономике, понятия предприятия и юридического лица были практически тождественны. Рыночная же экономика предполагает, что предприятие - это не субъект, а объект права, это некий имущественный комплекс, "бизнес", "дело на ходу". Причем данный объект не всегда получает режим или статус юридического лица.
Индивидуальный предприниматель или компания (юридическое лицо) может иметь в собственности один или несколько таких объектов. Например, это три гостиницы. Каждая из них, как и их совокупность - не обязательно юридическое лицо. Когда хозяин хочет продать одну гостиницу из трех, он продает не юридическое лицо и не долю в имуществе юридического лица, а некий имущественный комплекс.
Гостиницы, которыми владеет компания или предприниматель (или иные объекты собственности), в качестве имущественных комплексов могут быть индивидуализированы с помощью названий (допустим, гостиница "Аленький цветочек", гостиница "Березка", гостиница "Ивушка плакучая"). Это и есть коммерческое обозначение, которое конкретизирует предприятие как имущественный комплекс.
Коммерческое обозначение не является результатом творческой интеллектуальной деятельности и само по себе может ничего не стоить, но в каждом случае важно, что за ним стоит. Очевидно, например, что два ресторана могут иметь абсолютно одинаковые помещения и наборы оборудования, но один будет чрезвычайно популярен, а другой малоизвестен. Поэтому цена у этих бизнесов будет разной.
Когда предприятие продается, или отдается в аренду, или становится предметом залога либо других сделок, к приобретателю переходит и коммерческое обозначение. Он приобретает не вообще гостиницу, а гостиницу "Березка". Если продается лишь один из нескольких объектов, которые имели общее коммерческое обозначение, и в составе этого предприятия к покупателю переходит исключительное право на коммерческое обозначение, прежний правообладатель лишается права использовать данное коммерческое обозначение для индивидуализации своих оставшихся предприятий.
Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
Фирменное наименование всегда обозначает юридическое лицо, фиксируется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации.
Фирменное наименование неотчуждаемо. Можно купить 100% акций юридического лица, в результате у него изменится хозяин, но это будет то же юридическое лицо со своим фирменным наименованием. В этом принципиальная разница между фирменным наименованием и коммерческим обозначением, которое, как я сказал, легко отчуждается вместе с имущественным комплексом.
Исключительное право на фирменное наименование прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в случае прекращения существования юридического лица либо изменения его фирменного наименования.
Чем отличается от них товарный знак?
- Товарный знак существует немного в другой плоскости. Это маркировка конкретного продукта или услуги; она имеет смысл при наличии устойчивого спроса. Например, среди разновидностей черного хлеба известны сорта "Бородинский" и "Рижский". Хлеб "Рижский" и хлеб "Бородинский" - это и есть товарные знаки. Обобщая, можно сказать, что под товарными знаками подразумеваются обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Такие обозначения не обязательно должны выражаться в словах. С юридической точки зрения возможны и звуковые, и осязательные, и т.д. товарные знаки. В европейской доктрине сейчас обсуждается вопрос о том, могут ли они быть обонятельными, и, между прочим, уже известны попытки зарегистрировать в качестве товарного знака запах. В любом случае такие обозначения остаются маркировкой определенного продукта.
Конкретный производитель - юридическое лицо с его фирменным наименованием - может производить несколько продуктов, из которых одни маркируются, а другие не имеют специального товарного знака. Хотя в идеале, конечно, товарный знак должны получать все продукты - это очень удобно потребителю, так как помогает ориентироваться в ассортименте. Для производителя товара это тоже важно, поскольку товарный знак может служить элементом рекламы.
Товарный знак - необходимый элемент рыночной экономики. В советском плановом хозяйстве, с его скудным ассортиментом товаров и сбытом по плану, в нем не было особой нужды. Советский человек был поставлен в такие условия, что выбирать ему почти не приходилось. Покупали что было, ведь завтра могли и этого не привезти. В связи со сказанным вспоминается замечательная миниатюра М. Жванецкого о рядовом гражданине, который случайно попал в магазин-спецраспределитель и попросил пиво. Его спросили: "Какое? У нас шесть сортов". И потребитель в шоке выбрал единственный известный ему сорт - "Жигулевское".
Конечно, товарные знаки были и в советские времена, хотя сравнительно немного. До сих пор выпускают, например, шоколад "Вдохновение", сырок "Дружба". Покупая их, граждане были уверены в качестве товара, а вот пакет безымянных макарон мог оказаться и неудачным.
На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство.
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
В рыночных условиях, когда производителей становится все больше и выбор расширяется день ото дня, товарный знак приобретает огромное значение. То же можно сказать и о коммерческом обозначении, и о фирменном наименовании, и о знаках обслуживания. Это атрибуты нормальной рыночной экономики. Мы должны к ним привыкать.
Что понимается под знаками обслуживания?
- В 1950-е годы среди путешественников было принято клеить на чемоданы товарные знаки понравившихся гостиниц. Хозяева гостиниц всячески поддерживали эту моду - постоялец мог порекомендовать это место друзьям, знакомым, засвидетельствовав хорошее качество обслуживания. Потом эта мода прошла. Но потребность в том, чтобы потенциальные потребители знали о качестве услуги, которую они могут получить, остается.
Сейчас услуги позволяет оценить так называемый знак обслуживания. Например, в гостиницах уровень сервиса определяется количеством звезд. Заранее известно, чего следует ждать от отеля категории "три звезды" или "пять звезд". И если количество звезд одинаковое, можно надеяться на аналогичный уровень комфорта. Таким образом, знаки обслуживания экономят время клиентов и снижают затраты новых гостиниц на "раскрутку".
Пожалуйста, поясните, зачем нужна регистрация фирменных наименований, товарных знаков.
- Фирменное наименование в его прежнем понимании было неразрывно связано с юридическим лицом. При регистрации юридического лица регистрировалось и фирменное наименование. Создавалось не акционерное общество вообще, а акционерное общество с конкретным названием, чтобы отличить его от других акционерных обществ, в частности, в целях налогообложения. Таким образом, регистрация выполняла и выполняет учетную, фискальную функцию.
Кроме того, важно, чтобы клиент имел возможность не спутать услуги или товары одного производителя с услугами или товарами других фирм. Недобросовестные предприниматели, к сожалению, порой регистрировали юридические лица, давая им известные или схожие с таковыми фирменные наименования, то же часто случалось с товарными знаками. Тем самым потребители вводились в заблуждение. Регистрация должна препятствовать этому обману благодаря своей охранной функции: в реестре не может быть двух одинаковых наименований. К сожалению, самой по себе регистрации для этого не всегда достаточно, к тому же в некоторых правопорядках она просто не обязательна.
Смысл регистрации также в том, что в случае спора о принадлежности товарного знака или фирменного наименования тому, кто их зарегистрировал, легче доказать свои права.
Наличие регистрации обозначает специальный знак - R.
В разделе VII, единственном в четвертой части ГК РФ, помимо прав на средства индивидуализации рассматриваются и права на результаты интеллектуальной деятельности. Пожалуйста, расскажите подробнее об этом институте.
- Одной из новелл ГК РФ стало понятие интеллектуальных прав.
Это решение пришло не сразу. В последние годы в литературе и даже в законодательстве были попытки установить некое право интеллектуальной собственности. Однако такого права не может быть, так как само понятие интеллектуальной собственности очень условно: во-первых, это не совсем собственность, во-вторых, она не всегда "интеллектуальная", потому что относится и к объектам, строго говоря, не являющимся результатом интеллектуального творчества - товарным знакам, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям, наименованиям мест происхождения товаров, организации телевизионных трансляций.
В четвертой части ГК РФ сказано, что интеллектуальная собственность - это не право, а объект права (отмечу, что Вводным законом были внесены соответствующие изменения в ст. 128 ГК РФ об объектах гражданских прав*(4)). Такие объекты являются результатом творческой деятельности, и на эти объекты может существовать некое право. Какое? Давайте разбираться.
Мы привыкли исходить из того, что право на объекты авторского и патентного права двойственно, так как сочетает в себе личные неимущественные элементы (право считать себя автором, право требовать, чтобы без согласия автора не вносились изменения в рукопись романа или в музыкальное произведение, и т.д.) и имущественную составляющую (право на получение гонорара и т.д.). При разработке проекта четвертой части ГК РФ от этой концепции решили отказаться, рассуждая следующим образом.
Существуют личные неимущественные правомочия, принадлежащие создателям продуктов интеллектуального творчества. Эти правомочия неотчуждаемы, всегда принадлежат автору, неразрывно с ним связаны, следовательно, не могут быть объектами имущественного оборота.
При включении результатов творческой деятельности в коммерческий оборот можно получить имущественные выгоды. Право на их получение назвали исключительным правом. Это имущественное право. Но результаты творческой деятельности имеют особую природу. Нельзя продать идею, которая возникла в голове, например, у программиста или изобретателя, зато можно продать материальный носитель, на котором эта идея зафиксирована. Однако при этом идея остается с автором, значит, он может записать ее на другой носитель и предложить кому-то еще. Иными словами, покупая идею, приобретатель не получает на нее монополии. Поэтому ГК РФ признал исключительное право на результат творческой деятельности за автором. Только он вправе определить судьбу созданного объекта: продавать или нет, кому, на каких условиях и т.д. Таким образом, исключительное право становится объектом договоров. Именно оно отчуждается, имеет стоимость и является предметом имущественного оборота.
Помимо личных неимущественных и исключительных существует и третья группа прав, в которых соединяются имущественные и неимущественные элементы - это так называемые смешанные права (право следования, право доступа и др.). Они появились в российском законодательстве сравнительно недавно и применяются главным образом к сфере творчества.
В чем состоит, например, право следования? Художник продал картину, и она ему уже не принадлежит. Однако если позднее это произведение перепродается галереей либо салоном публичным способом (например, на аукционе) по существенно более высокой цене, то с каждой перепродажи автор вправе получить определенный процент. Такой механизм был придуман во Франции для защиты художников. Ведь нередко картина продается за 20 млн долл., тогда как 20 лет назад ее автор, тогда молодой неизвестный художник, получил за нее же всего 20 франков. Как классифицировать право, возникающее у художника в данном случае - как имущественное или неимущественное? Оно, с одной стороны, имущественное, так как связано с деньгами, но, с другой - принадлежит именного этому художнику, неразрывно с ним связано, и продать его, например, своим кредиторам он не может. Это право назвали смешанным.
Таким образом, в сфере оборота результатов интеллектуальной деятельности ГК РФ закрепил: а) права личные неимущественные (неотчуждаемые), б) права исключительные (имущественные), которые служат предметом договоров, т.е. отчуждения, в) права смешанные. Всю их совокупность закон обозначил термином "интеллектуальные права"*(5), противопоставляя их правам вещным, обязательственным и корпоративным, давно известным в гражданском праве.
К какой категории относятся права автора на служебное произведение?
- Эта проблема имеет длинную историю. Суть ее в том, что в сфере технического творчества часто используется дорогостоящее оборудование, без которого результата достичь невозможно. Но это оборудование чаще всего принадлежит не изобретателю, а его работодателю. Без оборудования изобретатель ничего бы не создал, но и работодатель, имея лишь это оборудование, изобретения не получил бы, так как творческих способностей нет ни у него лично, ни у других его работников. Возникает вопрос: кто должен получить право на изобретение?
Менее наглядна ситуация, когда для появления произведения не нужно никаких особых приспособлений. Например, кому принадлежат права на произведения литературы или искусства, созданные работником при выполнении им трудовых обязанностей?
Во всех этих случаях авторские права (личные неимущественные права) принадлежат работнику - физическому лицу. А исключительное имущественное право на произведение (изобретение) передается работодателю, который должен заранее прописать в трудовом договоре со своим работником условия такой передачи. Разумеется, по масштабам вознаграждение автора, конкретизированное в числе прочего в таком договоре, будет существенно меньше прибыли, которую сможет получить работодатель от реализации объекта.
ГК РФ устанавливает, что исключительное право возвращается к автору служебного произведения, если работодатель не распорядится созданным произведением в течение трех лет.
Подлежат ли охране отдельные составляющие литературного произведения - название, сюжет, герои?
- Проблемы, связанные с использованием этих элементов, в девяти случаях из десяти относятся к имущественным, т.е. встает вопрос о том, что финансовый успех произведения стал возможным лишь благодаря, например, чужому популярному персонажу. Гораздо реже встречаются неимущественные споры, когда автора волнует исключительно престиж. Разрешение конфликтов подобного рода зависит от того, охраняются ли идеи, сюжеты и персонажи законодательством страны, в которой напечатан роман.
В России нельзя свободно использовать уже существующие персонажи, отдельные части и название произведения. Эти элементы стали охраноспособными согласно ст. 1259 ГК РФ.
Кстати, литературные, музыкальные произведения - продукт во многих случаях интернациональный. Книги легко переводятся на любой язык, а музыка не знает и языковых барьеров. Как авторам защитить свои права?
Эта проблема известна очень давно, и еще в конце XIX в. стало понятно, что без международных конвенций не обойтись. Их разработано уже немало, и мы должны их соблюдать.
Изменился порядок правовой защиты программ для ЭВМ и баз данных. В четвертой части ГК РФ они рассматриваются как отдельные объекты охраны, кроме того, теперь охраняется "представленная в объективной форме совокупность данных и команд", чего не было в действовавшем ранее законодательстве. С чем это связано?
- Программы для ЭВМ и базы данных могут защищаться по-разному: и средствами авторского права, и средствами патентного права, и посредством специальной правовой охраны. Охрана средствами авторского права как самая простая, не требующая регистрации, была нам, по сути, навязана. В 1990 г. М.С. Горбачев подписал договор с США, по которому предполагалась защита программ для ЭВМ и баз данных средствами авторского права, что не вполне отвечало нашим интересам, зато было выгодно тем, кто господствует на рынке программного обеспечения.
Изменения, которые вы отметили, были необходимы, поскольку предшествующее законодательство слабо справлялось с охраной таких особых объектов, как программы для ЭВМ и базы данных. Следовало уточнить объект охраны, и на этом этапе выявились некоторые ограничения. Во-первых, оказалось, что охранять форму подобных продуктов недостаточно. В частности, получила распространение деятельность, близкая к пиратству: мелкие компании брали известный продукт, например, правовую базу "Гарант", немного меняли программную оболочку и распространяли по низкой цене, выдавая себя за авторов, так как полной идентичности формы уже не было. Во-вторых, объекты, входящие в правовую базу, сами по себе неохраноспособны, так как это нормативные акты, которые могут свободно использоваться всеми и для этого и издаются.
Таким образом, охранять необходимо определенный порядок расположения элементов базы, ту работу, которую компания провела с исходным материалом, а воплощается этот труд именно в совокупности данных и команд. В результате охраноспособной станет конкретная программа, например, фирмы "Гарант". Именно такая идея заложена в приведенную вами формулировку. Что касается объективной формы, то здесь имеется в виду доступность продукта чужому восприятию без участия автора.
Евгений Алексеевич, благодарим Вас за интересный рассказ.
"Законодательство", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.
*(2) Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 // Там же. 1992. N 42. Ст. 2319.
*(3) См.: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 2007 г.).
*(4) Приведем ст. 128 ГК РФ в новой редакции: "К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумага, иное имущество, в том числе имущественные права; работу и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага" (СПС "Гарант").
*(5) Процитируем ст. 1226, которая так и называется - "Интеллектуальные права": "На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признается интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)" (СПС "Гарант").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Евгений Алексеевич Суханов родился в 1948 г. в Москве.
В 1971 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1974 г. после окончания аспирантуры продолжил научную и преподавательскую работу на кафедре гражданского права.
С 1992 г. по настоящее время - заведующий кафедрой гражданского права.
В 1992-2003 гг. - декан юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Одновременно является председателем Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ. Е.А. Суханов принимал участие в создании многих законопроектов: Гражданского кодекса РФ, Основ гражданского законодательства 1991 г., законов о собственности в СССР и Российской Федерации и др. Его имя как ответственного редактора и одного из авторов стоит на титульном листе учебника "Гражданское право" (1993, 1998-2000, 2004-2006), "Лекций о праве собственности" (1991), научно-практического комментария к российскому закону о собственности (1993), он автор и соавтор ряда комментариев к ГК РФ и множества других работ.
С 2003 г. - заместитель председателя Совета по координации и совершенствованию гражданского законодательства. Указом Президента РФ в 2007 г. Евгению Алексеевичу Суханову присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2008, N 4