Если коллективный трудовой спор закончился забастовкой
Между работниками и работодателями нередко возникают разногласия. Чаще всего они связаны с условиями труда, размером заработной платы, которая не успевает за темпами инфляции, и т.д. Работодатель может пойти на уступки и удовлетворить требования работников. Если работодатель не идет на компромисс, возникает коллективный трудовой спор, который может закончиться забастовкой. Право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (включая право на забастовку) закреплено в Конституции РФ (п. 4 ст. 37).
Каков порядок разрешения коллективного трудового спора? Какие процедуры необходимо соблюсти в процессе устранения конфликта? Устанавливает ли ТК РФ гарантии и компенсации для работников, как участвовавших в забастовке, так и не принимавших участия в ней?
Основные признаки коллективного трудового спора
В части 1 ст. 398 ТК РФ определено, что под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу:
- установления и изменения условий труда (включая заработную плату);
- заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;
- отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Коллективный трудовой спор характеризуется коллективным характером (хотя бы одной стороной выступает коллектив) и особым предметом разногласий.
Стороной коллективного трудового спора могут быть:
- члены первичной профсоюзной организации (когда спор возникает на уровне организации);
- члены профессионального союза (когда речь идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п.);
- коллектив работников, занятых у определенного работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) (ст. 398, 399, 410 ТК РФ).
Обязательным признаком, характеризующим коллективный трудовой спор, является его предмет. Допустим, спор возник по поводу установления и изменения условий труда. Условия труда устанавливаются законом и нормативными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами отраслевых министерств). Применительно к коллективным трудовым спорам имеют значение лишь те условия труда, которые определяются непосредственно работодателем, - например, система премирования (ст. 144 ТК РФ). Работодатель имеет право устанавливать ее с учетом мнения представительного органа работников. В процессе разработки или изменения положения о премировании возможен коллективный трудовой спор. При изменении районного коэффициента, который устанавливается государственными органами, такой спор не возникает.
Имейте в виду, что неурегулированные разногласия между работниками и работодателями будут квалифицированы как коллективный трудовой спор лишь при наличии указанных признаков. Например, споры по поводу применения положений законов и нормативных правовых актов, в том числе правовых норм, устанавливающих правила проведения забастовки, не могут рассматриваться в качестве коллективных, даже если они затрагивают интересы всех работников организации (Определение ВС РФ от 07.07.2006 N 82-Г06-2).
Порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров
При возникновении конфликта обе стороны обязаны соблюсти формальности, указанные в гл. 61 ТК РФ "Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров". Для начала работники и их представители на соответствующем собрании (конференции) выдвигают требования, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю (ст. 399 ТК РФ). Работодатель обязан принять требования к рассмотрению и сообщить о своем решении в представительный орган работников организации в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований (ст. 400 ТК РФ). Если работодатель соглашается с требованиями, принимает решение об их удовлетворении, то конфликт, как говорится, исчерпан. Если решает отклонить все или часть требований либо не сообщает свое решение по истечении трехдневного срока, то начинается коллективный трудовой спор (ст. 398 ТК РФ). У сторон возникает обязанность приступить к проведению примирительных процедур, от участия в которых ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться.
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 5.32 КоАП РФ).
Разрешение коллективного трудового спора проходит следующие этапы (ст. 401 ТК РФ):
1) рассмотрение спора примирительной комиссией;
2) рассмотрение спора с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Первым и обязательным этапом является рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Она формируется из представителей работников и работодателя на равноправной основе в срок до трех рабочих дней со дня начала трудового спора (ст. 402 ТК РФ). В зависимости от масштаба трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей с каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров (п. 15 Постановления Минтруда РФ N 57*(1) Создание примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя и решением представителя работников - по этим документам можно четко определить момент возникновения комиссии, что важно для исчисления установленных законом сроков и предоставления гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК РФ.
Комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней со дня своего создания. Как правило, члены комиссии являются работниками самой организации, и этого срока достаточно для вынесения решения. При необходимости указанный срок может быть продлен (такое решение оформляется протоколом). Деятельность примирительной комиссии может завершиться принятием согласованного решения. В этом случае спор считается разрешенным. Как указано в п. 19 Постановления Минтруда РФ N 57, если в ходе работы примирительной комиссии стороны не смогли достичь соглашения о разрешении коллективного трудового спора либо не пришли к согласию лишь по некоторым вопросам, составляется протокол разногласий, фиксирующий неурегулированные моменты и дальнейшие намерения сторон.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают ко второму этапу - переговорам о приглашении посредника или создании трудового арбитража (ст. 402 ТК РФ). После составления комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника (ст. 403 ТК РФ). Посредник должен найти приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать стороны к поиску компромисса, чтобы завершить спор на данном этапе (приложение 4 к Постановлению Минтруда РФ N 58*(2)). Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Трудовой арбитраж создается в следующих случаях:
- после рассмотрения трудового спора примирительной комиссией, если стороны решили продолжить примирительные процедуры (ст. 402 ТК РФ);
- при недостижении согласия относительно кандидатуры посредника (ст. 403 ТК РФ);
- после рассмотрения спорного вопроса посредником, если стороны решили продолжить примирительные процедуры в трудовом арбитраже (ст. 402 ТК РФ);
- при уклонении работодателя от создания примирительной комиссии (ст. 406 ТК РФ);
- при рассмотрении коллективного трудового спора работников, для которых законом запрещено или ограничено проведение забастовки (ст. 406 ТК РФ).
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении решений такого органа (ст. 404 ТК РФ). Он формируется из представителей работодателя, работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного спора примирительной комиссией или посредником. Рекомендации об организации работы трудового арбитража отражены в Постановлении Минтруда РФ N 59*(3). Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
Если примирительные процедуры не привели к разрешению конфликтной ситуации либо работодатель (его представители) уклоняется от участия в примирительных процедурах, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения спора, или решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки.
Согласно ст. 398 ТК РФ забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным, никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в ней. Лица, нарушающие это условие, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Например, принуждение к участию (отказу от участия) в забастовке путем насилия или угроз применить насилие либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа в размере 500 - 1 000 руб. для граждан, 1 000 - 2 000 руб. для должностных лиц (ст. 5.40 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается общим собранием работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на Определение ВС РФ от 20.04.2007 N 33-Г07-10. Суд рассматривал дело о признании забастовки незаконной. Из материалов дела следовало, что требования работников были утверждены на собраниях смен, а не на общем собрании (конференции) работников. Суд указал: буквальное толкование слов и выражений, содержащихся в данной норме (ч. 1 ст. 410 ТК РФ), позволяет сделать заключение, что законодатель предусмотрел именно общее, совместное присутствие работников на собрании (либо их представителей на конференции) для решения вопроса об объявлении забастовки, а следовательно, поэтапное (посменное) принятие такого решения неправомерно. Этот вывод подтверждается единственным исключением из названного общего правила, содержащимся в той же ст. 410 ТК РФ: при невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
Имейте в виду, что малейшее отступление от формальностей процедуры проведения забастовки, изложенных в ТК РФ, может привести к тому, что забастовка будет признана незаконной, как, например, в приведенном выше случае.
Трудовым кодексом предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок: предупредительной (продолжительностью не более одного часа) и обычной (работники прекращают трудовую деятельность и покидают свои рабочие места).
Предупредительная забастовка - это особая акция, демонстрирующая готовность работников добиться удовлетворения своих требований. Она может быть объявлена во время проведения примирительных процедур, но не ранее чем после пяти календарных дней действия примирительной комиссии. Прибегнуть к такой забастовке можно только один раз за все время рассмотрения коллективного трудового спора, при этом должен быть обеспечен минимум работ во время ее проведения.
Представительный орган работников должен предупредить работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня до проведения предупредительной забастовки. При этом следует исходить из того, что ст. 14 ТК РФ порядок исчисления сроков поставлен в зависимость от возникновения или прекращения трудовых прав и обязанностей, которые в силу ст. 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. В иных случаях необходимо руководствоваться общим правилом исчисления срока, течение которого начинается на следующий день после календарной даты его начала (см. Определение ВС РФ от 31.08.2007 N 6-Г07-7: в ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением конференции работников предприятия от 15.05.2007 была объявлена предупредительная забастовка на 21.05.2007 с 9 до 10 часов.
Предупреждение было направлено и вручено работодателю 16.05.2007. Учитывая, что рабочими днями являлись 17 и 18 мая, а 19 и 20 мая были выходными, суд принял обоснованное решение о пропуске срока предупреждения работодателя об объявлении часовой предупредительной забастовки).
О начале обычной забастовки работодатель должен быть предупрежден также в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
Статья 412 ТК РФ прямо предусматривает обязанность выполнения минимума необходимых работ (услуг) в организациях, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и соблюдением жизненно важных интересов общества. Хотя ТК РФ не содержит конкретного перечня производств и сфер деятельности, которые необходимо отнести к обеспечивающим жизнеспособность общества, на практике к ним относят медицинские учреждения, предприятия связи и транспорта, предприятия по производству, транспортировке, распределению электроэнергии, газа, воды, некоторые коммунальные службы. Помимо этого, в период забастовки должна быть обеспечена работа машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Перечень минимума необходимых работ (услуг) в каждой отрасли экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти. Порядок разработки и утверждения такого минимума определяется Правительством РФ*(4). Минимальный набор работ, проводимых в период забастовки, определяется соглашением сторон трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ или услуг в перечень должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. Нельзя включать работы или услуги, не предусмотренные соответствующими перечнями.
В случае недостижения соглашения необходимый минимум работ устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Причем решение указанного органа может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суде. При необеспечении выполнения соглашения забастовка может быть признана незаконной (Определение ВС РФ от 21.03.2008 N 78-Г08-5).
Незаконные забастовки
Конституция РФ гарантировала работникам и трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Осуществление права на акцию протеста не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Исходя из этого при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, является неправомерным (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8*(5)).
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:
- во время действия военного или чрезвычайного положения;
- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования;
- в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей (см. Определение ВС РФ от 17.02.2006 N 60-Г06-3, в котором суд оставил без изменения решение Камчатского областного суда о признании незаконной забастовки работников тепловых сетей, начавшейся 26 октября, ввиду того, что объявление и проведение забастовки, связанной с ограничением подачи тепловой энергии в детские сады, больницы и иные административные здания, перед наступлением зимы в районе Крайнего Севера создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей района. В силу ст. 55 Конституции РФ и п. "б" ч. 1 ст. 413 ТК РФ это является достаточным основанием для признания забастовки незаконной).
В соответствии со ст. 413 ТК РФ забастовка является незаконной, если она объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ. На практике это наиболее распространенное основание признания забастовки незаконной. К числу процедурных нарушений, которые могут повлечь признание забастовки незаконной, относятся:
- объявление забастовки без проведения примирительных процедур (Определение ВС РФ от 26.08.2005 N 93-Г05-14, где указано, что несоблюдение требований о проведении примирительных процедур является основанием признания забастовки незаконной в соответствии с ч. 3 ст. 413 ТК РФ);
- нарушение сроков, предусмотренных ст. 399 - 410 ТК РФ;
- объявление забастовки с нарушением порядка, предусмотренного ст. 410 ТК РФ;
- проведение забастовки без определения минимума необходимых работ (услуг) или с нарушением соглашения о минимуме (ч. 8 ст. 412 ТК РФ);
- невыполнение требований ст. 412 ТК РФ об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продолжения работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;
- другие нарушения (п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации ТК РФ").
Участие работника в незаконной забастовке никаких неблагоприятных последствий для него не несет (ст. 414 ТК РФ). Работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если вопреки решению суда они приступили к проведению признанной судом незаконной забастовки (или продолжили ее) (ст. 417 ТК РФ). В соответствии с ч. 6 ст. 413 ТК РФ решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку. Действия сотрудников, не выполняющих установленные требования, можно квалифицировать как прогул (если они отсутствуют на работе) или иной дисциплинарный проступок (если работники находятся на рабочих местах, но не выполняют свои трудовые обязанности). В таком случае может быть наложено дисциплинарное взыскание с учетом требований ст. 192, 193 ТК РФ.
Гарантии, предоставляемые работникам
в связи с проведением забастовки
В соответствии со ст. 414 ТК РФ участие работника в забастовке не рассматривается в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора. В связи с этим запрещается применять к персоналу, участвующему в забастовке, меры дисциплинарной ответственности (за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку согласно ч. 6 ст. 413 ТК РФ). На время акции протеста за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Кроме этого, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ).
Что касается заработной платы, то здесь следует иметь в виду следующее. Сотрудникам, участвующим в забастовке, работодатель имеет право не выплачивать заработную плату за время их участия в акции (исключение составляют работники, занятые выполнением обязательного минимума работ). При этом коллективным договором или соглашением могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке. Персонал, не участвующий в забастовке, но в связи с ее проведением не имеющий возможности выполнять свою работу, обязан заявить в письменной форме о начале в связи с этим простоя. Работодатель вправе перевести работников, не участвующих в забастовке, на другую работу с соблюдением правил ст. 74 ТК РФ. В том случае, когда перевод невозможен, время простоя работника, не участвующего в забастовке, оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки (должностного оклада) (ст. 157 ТК РФ). Коллективным договором или соглашением может быть предусмотрен ряд льгот для сотрудников, не участвующих в забастовке, например оплата простоя в размере среднемесячного заработка или установление дополнительной компенсационной выплаты.
Гарантии для членов примирительной комиссии и трудовых арбитров предусмотрены ст. 405 ТК РФ. Основной гарантией, которая предоставляется всем участникам коллективного трудового спора, является освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка на период рассмотрения коллективного трудового спора, но не более трех месяцев в течение года.
И.Ю. Чурсина,
эксперт журнала "Отдел кадров бюджетного учреждения"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 1, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 N 57 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией".
*(2) Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 N 58 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника".
*(3) Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 N 59 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже".
*(4) Постановление Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 "О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах".
*(5) Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"