Что необходимо предусмотреть для правильного оформления отношений, связанных с трудом внештатных специалистов?
Для начала разберемся, кто же такой внештатный сотрудник? В основном это понятие связано с деятельностью правоохранительных органов. Такие лица, как правило, добровольно оказывают различное содействие в розыскной работе, о чем прямо говорится в издаваемых данными органами нормативных актах, например в Приказе МВД РФ от 17.02.1994 N 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства".
Проанализировав многие документы, в частности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2005 N 112 "О статистических формах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", а также некоторые другие нормативные акты, можно предположить, что данная категория работников является прежде всего легализованным объектом учета лиц, включаемых в отчетность организаций на основании актов Правительства РФ, финансового, статистического и иных ведомств.
Из обобщения разъяснений, содержащихся в разных подзаконных актах, следует, что внештатник - это такой работник, который при необходимости привлекается работодателем для оказания услуг и выполнения работ, не входящих в служебные обязанности штатных работников организации. При этом такой работник привлекается только на период выполнения требуемой работы или оказания необходимой услуги, а не на неопределенный период. Возможно, что соответствующий специалист есть среди штатных работников, но выполнение необходимых работ не входит в перечень его служебных обязанностей.
Согласно Трудовому кодексу внештатный сотрудник может быть принят на работу по трудовому договору, а именно:
1) на основании норм гл. 44 ТК РФ и ст. 60.1 ТК РФ как внутренний или внешний совместитель, в зависимости от того, чей он работник - данной организации или сторонней;
2) на определенный срок в соответствии с требованиями ст. 59 ТК РФ;
3) если известен четко период работы, укладывающийся в срок до двух месяцев, то по правилам гл. 45 ТК РФ как работник с определенным периодом работы, не превышающим два месяца.
Тем не менее если нужный специалист не имеет возможности или желания оказать услугу или выполнить работу в условиях соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, то заинтересованные стороны могут заключить один из видов договоров об оказании услуг или выполнении работ, предусмотренных в ГК РФ. Также можно заключить смешанный договор, учитывающий разные виды работы и услуг (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Если же такое решение не устраивает стороны, то возможно заключение и не предусмотренного законом или иным правовым актом договора (п. 2 ст. 421 ГК РФ). В этом случае договор должен лишь соответствовать общим обязательным правилам, установленным законом, действующим в момент его заключения (п. 4 ст. 421, ст. 422 и ст. 434 ГК РФ).
Из вышеизложенного следует, что трудовое законодательство практически не оставляет правомерной возможности для изобретения "оригинального" договора, заключение которого позволило бы не зачислять в штат работника. В то же время на основании норм ГК РФ возможно заключить соглашение, которое будет ограничено только требованиями данной отрасли права и позволит выбрать режим оказания услуг (выполнения работ), не соответствующий условиям труда штатных работников. Отсюда следует, что только оказание трудовых услуг (выполнение работ), обусловленных гражданско-правовым договором и учитываемых налоговым законодательством, не требует зачисления исполнителя этих услуг (работ) в штат организации.
Значит, появление внештатных работников по существу подменяет введенное законом понятие "работник", тем самым вносится путаница в правоприменительную практику.
Сделанный вывод подтверждает и судебная практика, из которой следует, что применение понятия "внештатный работник" при определении правовых последствий, вытекающих из отношений трудового характера, обусловленных гражданско-правовым или трудовым договором, вызывает определенные проблемы.
Так, например, работодатели, выплачивая вознаграждения внештатным билетным контролерам на транспорте, внештатным экспертам по договорам на оказание услуг, ошибочно полагают, что они не должны платить страховые взносы ни в ПФР, ни в ФСС РФ (взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель должен платить только в том случае, если условие об их уплате содержится в договоре на оказание услуг) с выплаченных ими сумм вознаграждений в пользу указанных категорий работников по названным договорам (см. Постановление ФАС ДВО от 11.05.2005 N Ф03-А04/05-2/809, Решение ВС РФ от 21.01.2000 N ГКПИ 99-1107 и др.).
1 августа 2008 г.
"Отдел кадров", N 2, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"