Налоговые обещания: сегодня, завтра, послезавтра...
Изменения, которые могут произойти в налогообложении в среднесрочной перспективе, практически не затронут налоговые ставки. Приоритеты налоговой политики - это совершенствование администрирования и порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов. Рассмотрим подробнее ближайшее будущее налогообложения организаций. Прежде всего поговорим о законопроектах, которые Правительство РФ по разным причинам не может принять вот уже несколько лет.
Консолидированная группа налогоплательщиков
В этом году Минфин России обнародовал окончательный вариант законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков, который предусматривает уплату совокупного налога на прибыль для группы компаний.
Воспользоваться этим льготным режимом смогут холдинги, доля участия которых в дочерних компаниях не менее 90%, общий объем начислений федеральных налогов и сборов больше 15 млрд руб., суммарная выручка 100 млрд руб., а активы 1 трлн руб. В состав консолидированной группы не могут входить организации - резиденты особых экономических зон, а также компании, применяющие специальные налоговые режимы.
Законопроект предполагает, что для объединения налоговой базы по налогу на прибыль организациям необходимо заключить договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в котором следует прописать:
перечень компаний - участников консолидированной группы;
срок, на который создается группа (не менее двух календарных лет);
наименование ответственного участника, который отвечает за исполнение консолидированных обязанностей всей группы;
порядок и сроки выполнения своих обязательств ответственным участником, а также другими членами группы.
Договор о создании консолидированной группы нужно будет зарегистрировать в налоговом органе по месту учета ответственного участника.
По замыслу Минфина России соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ должны вступить в силу вместе с нормами, регулирующими трансфертное ценообразование.
Контроль за трансфертным ценообразованием
На данный момент существует два законопроекта о трансфертном ценообразовании, предполагающих принципиально разные подходы к контролю в этой области. Правительство РФ, Минфин России, Минэкономразвития России и другие заинтересованные ведомства уже больше года не могут договориться о том, какой из них следует взять за основу будущего федерального закона. Итак, рассмотрим подробнее каждый из них.
По мнению Минфина России, изменения необходимо внести в две статьи Налогового кодекса РФ: "Взаимозависимые лица" (ст. 20) и "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" (ст. 40). Прежде всего предлагается расширить перечень критериев для признания лиц взаимозависимыми, а также ввести в налоговое законодательство порядок определения долей прямого и косвенного участия. Следующий шаг - установить перечень контролируемых сделок, по которым налоговые органы при необходимости смогут корректировать цену, приближая ее к рыночной. Финансовое ведомство настаивает на налоговом контроле всех сделок между взаимозависимыми лицами внутри страны на сумму свыше 100 млн руб., а также определенных категорий внешнеторговых операций:
сделок в области внешней торговли услугами (работами), имущественными правами, информацией, интеллектуальной собственностью;
сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли: нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, драгоценные металлы и драгоценные камни.
Методам оценки рыночных цен и их применения Минфин России планирует посвятить отдельную главу НК РФ. В ней будут оговорены критерии идентичности и сопоставимости товаров (работ, услуг), а также порядок расчета показателей для определения рыночных цен.
Минэкономразвития России, Администрация Президента РФ и РСПП, в свою очередь, поддерживают более либеральный законопроект, разработанный экспертами Финансовой академии при Правительстве РФ. Законопроект представляет собой альтернативную редакцию ст. 40 НК РФ, не затрагивает действующие критерии взаимозависимости компаний и не вводит новые методы определения рыночных цен. Вместо этого эксперты Академии предлагают сосредоточить контроль за трансфертным ценообразованием лишь на достаточно крупных операциях между взаимозависимыми компаниями.
Так, сделка будет признаваться контролируемой, т.е. по которой налоговые органы вправе проверять правильность применения цен, только если:
одна из сторон по сделке является нерезидентом, при этом вторая сторона (резидент) имеет годовой оборот более 1 млрд руб. и сумма сделки превышает 1 млн руб.;
две или более стороны по сделке являются взаимозависимыми, годовой оборот одной из сторон превышает 1 млрд руб. и либо предметом сделки являются полезные ископаемые, либо одна из сторон - налогоплательщик, уплачивающий пониженную ставку налога.
Налогоплательщик, совершивший в течение календарного года хотя бы одну контролируемую сделку, обязан сам уведомить об этом налоговый орган и представить документы, обосновывающие цену такой сделки. Причем получается, что в течение года налогоплательщик может заключать сделки, которые попадут под контроль лишь в конце года - при условии достижения компанией указанных финансовых показателей.
В декабре 2007 г. прежний премьер-министр России В.А. Зубков, ознакомившись с обоими законопроектами, поручил Минфину России разработать окончательный вариант изменений в НК РФ, взяв за основу идею экспертов Финансовой академии. Однако в июне этого года оба законопроекта оказались "уравненными в правах". На совещании у первого вице-премьера И.И. Шувалова де-факто было отменено решение В.А. Зубкова. Правда, и финансовому ведомству также не удалось получить поддержки от правительства. Теперь остается только следить за дальнейшей судьбой законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков.
НДС: порядок заполнения счетов-фактур
и камеральные проверки
Обратимся к составленному Минфином России и одобренному Правительством РФ документу "Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Согласно этому документу в ближайшее время не предусмотрено решение вопроса о снижении ставки НДС, которого с нетерпением ждет российский бизнес. "Налоговые напутствия" о снижении НДС экс-президента В.В. Путина пока остаются нереализованными. Зато положительные изменения коснутся порядка заполнения счетов-фактур.
Во-первых, как обещает Минфин России, уже с 2009 г. будет введена в эксплуатацию система электронных счетов-фактур. Это позволит инспекторам, не проводя встречных проверок, полностью проследить по счетам-фактурам всю цепочку движения НДС. Специальное программное обеспечение для этого уже есть: программно-информационный комплекс (ПИК) "НДС". Теперь необходимо протестировать серверы налоговой службы на возможность обработки такого количества документов и раздать компаниям цифровые подписи.
Во-вторых, к весне следующего года специалисты министерства обещают подготовить предложения об отрицательных счетах-фактурах - кредитовых нотах, или кредит-счетах. Суть идеи в том, чтобы в определенных случаях (например, когда организации возвращается часть ранее проданной продукции) налогоплательщик предоставлял не уточненную декларацию за прошедший период, а другой документ - кредитовую ноту. Причем относиться она будет именно к текущему налоговому периоду. По мнению Минфина России, это позволит значительно упростить взаимоотношения между компаниями и налоговыми органами.
В-третьих, финансовое ведомство предлагает рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Иными словами, при наличии в документе несущественных (не связанных с суммой сделки) ошибок в заполнении счет-фактура все равно будет считаться соответствующим требованиям. Ждать этих нововведений можно с 2009 г.
В Основных направлениях налоговой политики предполагаются и другие изменения, связанные с НДС. Уже разработана концепция системы контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроля правомерности применения ставки 0% по НДС при экспорте товаров. Концепция предполагает в том числе и создание единой автоматизированной информационной системы контроля. В Минфине России полагают, что такая система позволит упростить и ускорить обмен информацией между таможенными и налоговыми органами о фактическом вывозе товаров за пределы РФ. В связи с этим предлагается пересмотреть требования к документам, обосновывающим право на нулевую ставку. В частности, исключить из их числа документ, подтверждающий оплату операции. Нововведения, связанные с нулевой ставкой НДС, сейчас дорабатываются специалистами министерства.
Также планируется уточнить порядок применения НДС при расчетах неденежными средствами. Компании, использующие неденежные формы расчетов, будут освобождены от обязанности перечисления сумм НДС отдельным платежным поручением.
Вполне возможно, что позитивные изменения произойдут с порядком проведения камеральных проверок деклараций, в которых заявлена сумма НДС к возмещению. Финансовое ведомство предлагает разрешить налоговым органам по итогам проверки одной декларации выносить два решения: одно - в отношении тех сумм, которые не вызвали у инспекторов сомнений в правомерности принятия к вычету, второе - в отношении сумм, по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными. Таким образом, сумма, которая не вызывает сомнений, будет возмещена налогоплательщику вне зависимости от дальнейших разбирательств со спорной суммой. Эта мера должна снизить объем невозмещаемых сумм НДС, по которым у налоговых органов и налогоплательщиков нет спора.
Социальные услуги вне зависимости от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация, планируется и вовсе освободить от уплаты НДС. Так, в список свободных от НДС видов деятельности могут попасть услуги:
по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, безнадзорных и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
психологической поддержке, профессиональной подготовке, оказываемые по направлению органов службы занятости;
показу спектаклей, экспозиций выставок произведений искусства и экспозиций музеев,
а также физкультурно-оздоровительные услуги населению (проведение занятий по физической культуре и спорту, предоставление объектов физической культуры и спорта для населения: спортивных площадок, залов и баз, теннисных кортов, полей и т.д.).
От редакции
За время подготовки номера в печать стало известно, что глава финансового ведомства А.Л. Кудрин сообщил: Минфин России будет готов к 15 сентября 2008 г. внести поправки в НК РФ, создающие четкие правила трансфертного ценообразования.
Он также отметил, что подготовленный законопроект не ограничивает свободное ценообразование, но предписывает уплачивать налоги с рыночной цены. По словам А.Л. Кудрина, в действующем законодательстве механизм трансфертного ценообразования прописан нечетко и в судебной практике практически не используется. Предлагаемые поправки не позволят занижать цены внутри одного холдинга, с таких сделок будут взиматься налоги как со сделок по рыночным ценам.
В июле заместитель министра финансов С.Д. Шаталов заявил, что пакет предложений по реформированию НДС скорее всего будет рассмотрен осенью 2008 г. Некоторые из них, возможно, будут приняты уже до конца 2009 г. Все зависит от того, как быстро власти придут к согласию относительно снижения ставок некоторых налогов. А что касается отрицательных счетов-фактур, то соответствующий законопроект будет подготовлен к весне 2009 г., сообщил г-н Шаталов.
Е.Ю. Сафарова,
начальник отдела правового консалтинга
и налоговых споров ЗАО "ЦБА"
"Ваш налоговый адвокат", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru