Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства
о проведении искусственного прерывания беременности
Сегодня перед правом, как отраслью человеческого знания, стоят сложные и важные задачи осмысления юридических аспектов новых достижений науки ХХ-ХХI веков, таких как клонирование, трансплантация, освоение космического пространства и т.д.
Вместе с тем, остается ряд проблем, к которым, несмотря на всю их актуальность и относительную давность, право так и не выработало своего однозначного отношения. Одной из подобных проблем до настоящего времени остается правовое регулирование операций по прерыванию беременности.
По оценкам специалистов в мире ежегодно производится около 26 миллионов легальных и около 20 миллионов нелегальных абортов.*(1) Большая часть всех небезопасных абортов*(2) (около 97%) проходит в Азии.*(3) Ежегодно в мире в ходе проведения небезопасного аборта умирает около 68 тысяч женщин, то есть приблизительно 8 женщин каждый час, и миллионы приобретают стойкое повреждение здоровья.
По данным ВОЗ, в результате небезопасных абортов около 2% женщин становятся бесплодными, около 5% приобретают хронические инфекции репродуктивной системы.*(4) Почти ничего не известно о той группе женщин, которые, приобретя заболевание в результате небезопасного аборта, не обращаются к врачу. По оценкам специалистов, доля таких женщин в Латинской Америке составляет около 14%, 19% в Южной и Юго-Восточной Азии, 26% в Нигерии,*(5) около 20% - в Гватемале и Уганде.*(6) *(7)
В то же время, реальных данных о количестве нелегальных абортов по определению не может существовать, ввиду чего приходится ориентироваться лишь на их приблизительную оценку. Даже в тех странах, где аборты не запрещены законом, виду своеобразной социальной стигматизации женщины, прервавшей беременность, имеется тенденция к занижению реальных данных о количестве абортов.*(8) *(9) Использование различной терминологии в мире в отношении прерывания беременности (индуцированное невынашивание (fausse couche provoque), менструальная регуляция (menstrual regulation), мини-аборт (mini-abortion), регуляция задержки месячных (regulation of delayed menstruation) и др.), вносит также определенную путаницу и затрудняет всеобщий анализ данной проблематики.*(10) *(11)
Например, в Замбии уровень материнской смертности от небезопасных абортов в целом неизвестен и не включен в статистику по здравоохранению. Однако одно из проведенных научных исследований позволило достоверно установить, что около 69% опрошенных знали одну или более женщину, погибшую во время проведения нелегального аборта.*(12) В ходе опроса фокусных групп и сообществ в Индии, около 28% женщин сообщали о том, что делали аборт, что превышает аналогичный показатель официальной статистики.*(13)
Причинами, которые толкают женщин на проведение операции по прерыванию беременности являются социально-экономические проблемы (бедность, отсутствие поддержки со стороны партнера, прерывание обучения или работы), предпочтения при создании семьи (необходимость отложения вынашивания ребенка или достижения здорового промежутка между родами), проблемы в отношениях с супругом или партнером, риск здоровью матери или ребенка, беременность, наступившая в результате изнасилования или инцеста.*(14)
В настоящее время более 61% населения земного шара живет в странах, где аборт официально разрешен полностью или в целом ряде случаев, таких как угроза жизни женщины, сохранение ее физического и душевного здоровья, действие неблагоприятных социально-экономических факторов.*(15)
Кодекс здравоохранения Франции в статье L2212-1 устанавливает, что аборт по желанию женщины может быть проведен до 12 недель беременности. При этом, указанный документ рекомендует врачу при консультации больной предложить участие социального работника или работника службы планирования семьи.*(16)
В Королевстве Бельгия аборт также не запрещен законом. Вместе с тем, довольно интересная норма содержится в уголовном кодексе Бельгии: в соответствии со статьей 350 врач не может провести прерывание беременности у женщины ранее, чем через 6 дней с момента первой консультации. Описанная норма, очевидно, направлена на то, чтобы решение о прерывании беременности, принимаемое женщиной, было максимально взвешенным и не носило реактивного характера.*(17)
Особые социальные и демографические условия лежат в основе своеобразного подхода к формированию нормативных правовых актов законодателем в Китайской народной республике.
Статья 18 Раздела 3 "Охрана здоровья во время беременности и пренатального периода" Закона об охране здоровья матери и ребенка устанавливает ряд обстоятельств, при выявлении которых в ходе пренатальной диагностики, доктор должен объяснить супружеской паре ситуацию и дать им медицинский совет по прерыванию беременности. К таковым обстоятельствам китайский законодатель относит: случаи, когда плод страдает серьезным генетическим заболеванием, имеет серьезный дефект, продолжение вынашивания угрожает безопасности жизни и здоровью беременной, а также по причине серьезного заболевания, которым последняя страдает.*(18)
Статья 19 указанного закона кроме прочего устанавливает, что прерывание беременности, как и операция по лигированию (хирургический метод, при котором перевязка фаллопиевых труб препятствует зачатию), проводится бесплатно.
Одновременно считаем интересным отметить, что особое отношение к рождению мальчиков в китайских семьях, легло в основу принятия статьи 32 Раздела 5 "Административное управление", которая устанавливает запрет на использование технических средств определения пола ребенка, за исключением случаев, когда это необходимо в медицинских целях.
Необходимым представляется приведение также некоторых положений законодательства тех стран мусульманского мира, где аборт легален.
В частности, согласно Закону N 25/1981 прерывание беременности может быть проведено женщине только в целях спасения ее жизни. Кроме того, на сроке до 4 месяцев беременности, аборт может быть также проведен в двух случаях: если дальнейшее вынашивание беременности причинит существенный вред здоровью женщины и в случае, если плод будет рожден с серьезными физическими или умственными недостатками, которые, предположительно, не поддаются лечению. В последнем случае на проведение аборта необходимо согласие второго супруга.
Во исполнение указанных положений закона Министерством здравоохранения было издано постановление N 55/1984, детально определяющее порядок проведения операции по прерыванию беременности. Так, женщине, изъявившей желание прервать беременность, необходимо иметь детализированный отчет о причинах, лежащих в основе ее желания, подписанный врачом той специальности, к которой относится заболевание, определившее ее просьбу в проведении аборта.*(19)
Решение о проведении операции принимается комиссией из трех человек в медицинской организации, в состав которой обязательно должен входить акушер-гинеколог, специализирующийся на лечении той патологии, которая определила просьбу женщины по прерыванию беременности. Непременным условием является то, что все члены комиссии должны быть мусульманами.
Одновременно с этим, в Албании, стране, где значительная часть населения также исповедует ислам, законом N 3045 от 7.12.1995 установлено, что по просьбе женщины прерывание беременности может быть ей проведено до 12 недель в случае, если оно вызывает психологические или социальные проблемы. Аборт до 22 недель включительно может быть проведен в случае, если беременность наступила в результате изнасилования, а также по социальным показаниям.*(20)
Достаточный теоретический интерес представляет система наказания за прерывание беременности, сложившаяся в Исламской республике Иран. До 1973 года, во время правления последнего шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, аборт наказывался тюремных заключением на срок до трех лет. Уголовным кодексом 1991 года за совершение аборта предусмотрена система компенсаций (так называемая "дийя"), размер которых определяется в зависимости от стадии развития эмбриона, согласно традиционному мусульманскому праву (семя, сгусток крови, часть плоти и т.д.).*(21) В настоящее время, нормативным актом Правительства Исламской республики Иран установлено, что прерывание беременности может быть проведено в случае, если дальнейшее вынашивание беременности угрожает жизни женщины, или же в случае, если плод имеет мальформации (уродства).*(22)
С 1995 по 2005 годы 12 стран (Албания, Бенин, Буркина Фасо, Камбоджа, Чад, Эфиопия, Гвинея, Гвиана, Мали, Непал, ЮАР, Швейцария) расширили доступ населения к легальному прерыванию беременности.
Так, в 1996 году в ЮАР был принят нормативный акт, устанавливающий, что прерывание беременности до 12 недель может быть произведено без ограничения. Аналогичная норма была принята в 2002 году в Непале.*(23)
В 2006 году Конституционный суд Колумбии расширил перечень показаний для искусственного прерывания беременности, включив в него угрозу жизни и здоровью женщины, беременность, наступившую в результате изнасилования и мальформации (уродства) плода.*(24)
Одновременно с этим, ряд стран, напротив, ужесточил законодательство, регулирующее вопросы прерывания беременности. В частности, изменения, внесенные в Уголовный кодекс Сальвадора в 1998 году, исключают всякие законные основания для проведения аборта. Ранее к таковым относились угроза жизни женщины, беременность, наступившая в результате изнасилования и патология плода.*(25)
Правительство Польши в 1997 году исключило из перечня оснований для проведения операции по прерыванию беременности социальные и экономические основания.
В 72 странах аборт официально запрещен или разрешен лишь для спасения жизни женщины. Большая часть указанных государств относится к развивающимся странам. В некоторых странах причиной установленного запрета на проведение операции по искусственному прерыванию беременности является заимствование указанной нормы из европейского колониального права, точнее права того государства, чьей колонией являлась в прошлом одна из указанных стран.*(26)
Так, статьями 260-263 Уголовного кодекса Египта устанавливается запрет на прерывание беременности. Женщина, сознательно использовавшая методы, приведшие к прерыванию беременности, наказывается арестом, как и лицо, давшее ей соответствующее средство по ее желанию или без такового. В том случае, если лицом, давшим указанное средство, был врач, хирург, фармацевт или акушерка, указанное лицо приговаривается к временному тяжелому труду.*(27)
Уголовный кодекс Афганистана содержит отдельную главу IV "Аборт", где в статье 402 устанавливается, что лицо, умышленно совершившее аборт человеческого плода посредством избиения или иным вредным способом, подлежит длительному тюремному заключению на срок, не превышающий семи лет.*(28)
Согласно статье 403 указанной главы лицо, давшее абортивное средство женщине по ее желанию подлежит тюремному заключению на средний срок или штрафу не превышающему 60 тыс. афгани. Одновременно с этим, в том случае, если абортивное средство было прописано врачом ошибочно, то последний приговаривается к краткому заключению или штрафу в размере, не превышающем 12 тыс. афгани. В том случае, если аборт был совершен врачом, хирургом, фармацевтом или медицинской сестрой, наказание должно устанавливаться максимально высоким.
Женщина, умышленно совершившая аборт, подлежит кратковременному заключению или штрафу в размере, не превышающем 12 тыс. афгани. Несложно заметить, что законодатель посредством введения указанной нормы стремится сократить число абортов, совершенных по желанию женщины.
В соответствии с Уголовным кодексом Демократической республики Конго лицо, проведшее аборт женщине посредством продуктов, напитков, медикаментов, насилия или иного другого способа подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок от 5 до 15 лет. Женщина, совершившая аборт - заключению на срок от 5 до 10 лет.*(29)
Приведенные выше примеры уголовно-правовых санкций не носят исключительно декларативного характера и имеют реальную юридическую силу. Примером применения подобных санкций в отношении женщин, прервавших беременность, может служить, в частности, Непал, где до легализации абортов порядка 20% женщин-заключенных находились в тюрьме, как осужденные за совершение аборта.*(30)
Необходимо отметить, что отношение к легализации абортов должно исходить, прежде всего, из социокультурных особенностей правовой системы. В том случае, если традиции и культура общества позволяют однозначно высказаться в пользу запрета на прерывание беременности, это, несомненно, должно быть сочтено неотъемлемым правом этого народа.
Вместе с тем, достоверно известно, что в странах, где аборты запрещены, уровень небезопасных абортов достоверно выше.*(31) Так, в 82 странах с наиболее жестким законодательством в области прерывания беременности, на 1000 женщин от 15 до 49 лет приходится до 23 небезопасных абортов, в то время как в странах, где аборты разрешены, этот показатель находится на уровне 2 на 1000 женщин. Смертность от небезопасных абортов в странах, где аборт запрещен, составляет 34 смерти на 100 000 живорождений, против менее 1 на 100 000 живорождений в странах, где прерывание беременности легально.*(32)
После приятия в ЮАР нормативного правого акта, разрешающего аборты по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, смертность по причине аборта уменьшилась на 91% с 1994 года по 1998-2001 гг.*(33)
Нет оснований также полагать, что легализация абортов увеличивает количество их производства. Так, после отмены запрета на проведение операций по прерыванию беременности в Барбадосе, Канаде, ЮАР, Тунисе, Турции, количество проводимых абортов не увеличилось. Одновременно с этим, в Нидерландах, где разрешен свободный доступ к абортам, их количество одно из самых низких в мире.*(34)
Вместе с тем, отношение к приведенным примерам должно быть рациональным, поскольку исторические и социальные аспекты правосознания многих государств не позволяют неограниченно экстраполировать на них приведенные результаты. Логичнее было бы рекомендовать социально ориентированную систему нормативных правовых актов в данной области, учитывающую, прежде всего, мироощущение народа, сложившееся в ходе его исторического развития. Право, как сфера человеческой жизни, не может рассматриваться как нечто обособленное от последней, но всегда является отражением социальной действительности, степени зрелости человека, его взглядов и идей.
В заключении считаем необходимым отметить, что детальное изучение и осмысление норм данной области зарубежного законодательства особенно актуально сейчас, когда аналогичная область российского права находится на стадии своей проработки и активного формирования. Проведение сравнительно-правового анализа, несомненно, позволит оптимизировать отечественное законодательство с учетом современных результатов психологических, философских и медико-биологических исследований.
О.О. Салагай,
кандидат медицинских наук,
юрист,
главный специалист-эксперт отдела законодательства
в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России
"Медицинское право", N 3, III квартал 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Henshaw SK, Singh S, Haas T. The incidence of abortion worldwide. Int Fam Plann Persp 1999; 25: S30-8
*(2) Под небезопасным абортом, по определению ВОЗ, понимается процедура прерывания нежелательной беременности либо индивидумом, не имеющим надлежащего профессионального уровня, либо в условиях, не отвечающих минимальным медицинским стандартам, либо то и другое вместе. World Health Organization. The prevention and management of unsafe abortion. Report of a Technical Working Group.
*(3) Unsafe abortion: global and regional estimates of the incidence of unsafe abortion and associated mortality in 2000. 4th edition. Geneva, Switzerland: World Health Organization, 2004.
*(4) Ibidem
*(5) Alan Guttmacher Institute. Sharing responsibilities: women, society and abortion worldwide. New York: The Alan Guttmacher Institute, 1999.
*(6) Singh S, Prada E, Mirembe F, Kiggundu C. The incidence of induced abortion in Uganda. Int Fam Plan Perspect 2005; 31: 183-91.
*(7) Singh S, Prada E, Kestler E. Induced abortion and unintended pregnancy in Guatemala. Int Fam Plann Perspect 2006; 32: 136-45.
*(8) Wilcox AJ, Horney LF. Accuracy of spontaneous abortion recall. Am J Epidemiol 1984; 120: 727-33.
*(9) Fu H, Darroch JE, Henshaw SK, Kolb E. Measuring the extent of abortion underreporting in the 1995 National Survey of Family Growth. Fam Plann Perspect 1998; 30: 128-33.
*(10) Ravolamanana Ralisata L, Rabenjamina FR, Razafintsalama DL, Rakotonandrianina E, Randrianjafisamindrakotroka NS. [Post-abortum peritonitis pelviperitonitis at the Androva Mahajanga University Hospital: 23 cases]. J Gynecol Obstet Biol Reprod (Paris) 2001; 30: 282-7.
*(11) Nations MK, Misago C, Fonseca W, Correia LL, Campbell OM. Women's hidden transcripts about abortion in Brazil. Soc Sci Med 1997; 44: 1833-45.
*(12) Koster-Oyekan W. Why resort to illegal abortion in Zambia? Findings of a community-based study in Western Province. Soc Sci Med 1998; 46: 1303-12.
*(13) Varkey P, Balakrishna PP, Prasad JH, Abraham S, Joseph A. The reality of unsafe abortion in a rural community in South India. Reprod Health Matters 2000; 8: 83-91.
*(14) Bankole A, Singh S, Haas T. Reasons why women have induced abortions: evidence from 27 countries. Int Fam Plann Perspect 1998; 24: 117-27.
*(15) Center for Reproductive Rights. The world's abortion laws 2005 poster. http://bookstore.reproductiverights.org/worablaw20.html
*(16) Code de la sante publique (Nouvelle partie Legislative) Deuxiиme partie: Sante de la famille, de la mere et de l'enfant
*(17) Code penal belge du 8 juin 1867 (art. 350 L 1990-04-03/30, art. 2, 002; En vigueur: 15-04-1990)
*(18) Law of the People's Republic of China on Maternal and Infant Health Care (Adopted at the Tenth Meeting of the Standing Committee of the Eighth National People's Congress on October 27, 1994, promulgated by Order No.33 of the President of the People's Republic of China on October 27, 1994, and effective as of June 1, 1995) (на английском языке)
*(19) Ministerial decree No. 55/1984 // Al-Kuwait al-Yom, No. 1523, 26.02.1984, p. 6
*(20) Закон N 3045 от 7.12.1995 // Fletorja Zyrtare. - N 26. - 1995. - с. 1144-1148
*(21) Law on Islamic Penalties 1991, Law No. 586. (на английском языке) // International Labour Organisation (NATLEX database)
*(22) Zuhur S. Gender, sexuality and the criminal laws in the Middle East and North Africa: a comparative study. - WWHR, 2005, 76 p.
*(23) Center for Reproductive Rights. Abortion and the law: ten years of reform. http://www.crlp.org/pdf/pub_bp_abortionlaws10.pdf
*(24) Women's Link Worldwide. Colombia's highest court rules in favor of easing one of the world's most restrictive abortion laws // http://www.womenslinkworldwide.org
*(25) Center for Reproductive Rights. Abortion and the law: ten years of reform.
*(26) Center for Reproductive Rights. The world's abortion laws 2005 poster.
*(27) Egyptian Penal Code of 31 July 1937 (на английском языке)
*(28) Afghanistan Criminal Code of 7 October 1976 (на английском языке)
*(29) Code penal congolais / Decret du 30 janvier 1940 tel que modifie et complete а ce jour (Mis а jour au 30 novembre 2004) // Journal officiel de la Republique democratique du Congo. - 45 eme Annee. - Numero Special. - 30 novembre 2004
*(30) Center for Reproductive Rights. Fourteen Nepalese women freed for abortion-related offenses; others continue to languish in prison. // http://www.reproductiverights.org/ww_asia_nepal.html
*(31) Berer M. National laws and unsafe abortion: the parameters of change. Reprod Health Matters 2004; 12: 1-8.
*(32) Grimes DA, Benson J, Singh S et al. Unsafe abortion: the preventable pandemic. The Lancet Sexual and Reproductive Health Series, October 2006.
*(33) Jewkes R, Rees H, Dickson K, Brown H, Levin J. The impact of age on the epidemiology of incomplete abortions in South Africa after legislative change. BJOG 2005; 112: 355-9.
*(34) Alan Guttmacher Institute. Sharing responsibilities: women, society and abortion worldwide. New York: The Alan Guttmacher Institute, 1999., 230 p.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru
Настоящий документ снят с контроля