О праве пациента на выбор лечебно-профилактического учреждения
при оказании высокотехнологичной медицинской помощи
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в 2008 году организовано в 165 медицинских учреждениях, в том числе в 92 федеральных и в 73 медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 статьи 30 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" при обращении пациента за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. При этом ничего не говорится о праве пациента выбрать лечебно-профилактическое учреждение при получении им платной медицинской услуги или бесплатной медицинской помощи, оказываемой за счет средств соответствующего бюджета.
Следовательно, право пациента на выбор лечебно-профилактического учреждения ограничено договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с базовой (территориальной) программой обязательного медицинского страхования. Высокотехнологичная медицинская помощь не входит в базовую программу обязательного медицинского страхования и оказывается в соответствии с Программой (территориальной) государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Следовательно, при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", определяющими права пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении, пациент не имеет права на выбор лечебно-профилактического учреждения.
В то же время в последние годы имеет место увеличение количества медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. С 2007 года в данный перечень кроме федеральных медицинских учреждений впервые включены медицинские учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Отсутствуют критерии, по которым органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации распределяют пациентов по медицинским учреждениям, участвующим в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Не определено - на каком основании пациент направляется в федеральное медицинское учреждение или медицинские учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если все они оказывают один вид высокотехнологичной медицинской помощи и во все из них субъекту Российской Федерации предусмотрены в рамках утвержденного государственного задания объемы высокотехнологичной медицинской помощи.
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в настоящее время самостоятельно решают вопрос о предоставлении пациенту права на выбор лечебно-профилактического учреждения, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь.
Формально выбор ограничен наличием объемов (квот) высокотехнологичной медицинской помощи у субъекта Российской Федерации в данном учреждении и оказываемыми профилями и видами высокотехнологичной медицинской помощи. Однако на практике даже при отсутствии квот органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации при наличии положительного заключения комиссии федерального медицинского учреждения могут обратиться в Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи за квотой резерва.
Предоставление пациенту или его законному представителю права выбора лечебного учреждения, в котором будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, будет способствовать снижению количества отказов от лечения, повышению доступности и удовлетворенности пациентов при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Требует дальнейшей проработки и обсуждения необходимость законодательного закрепления права пациента на выбор лечебно-профилактического учреждения при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Т.А. Рудковская,
консультант - юрисконсульт Департамента
здравоохранения Томской области (г. Томск)
Т.В. Ермошина,
консультант Департамента здравоохранения
Ивановской области (г. Иваново)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О праве пациента на выбор лечебно-профилактического учреждения при оказании высокотехнологичной медицинской помощи / Т.А. Рудковская, Т.В. Ермошина / Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 28-29 мая 2008 г. / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева, проф. С.В. Ерофеева. - Иваново-Владимир:НАМП, 2008.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Р.Р. Шиляев; доктор медицинских наук, профессор С.В. Ерофеев (зам. председателя); Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; доктор юридических наук А.А. Мохов; И.А. Одинцова; кандидат медицинских наук Э.Н. Рябова; кандидат юридических наук Ю.В. Павлова; А.С. Семенов; Заслуженный врач РФ, доктор экономических наук Л.Х. Торопеева.
Организаторами Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья", которая состоялась 28-29 мая в Суздале, выступили Национальная ассоциация медицинского права (НАМП), департаменты здравоохранения Ивановской и Владимирской областей, а также Ивановская государственная медицинская академия. Основные научные направления конференции: "Медицинское право, биоэтика и деонтология - взаимосвязанные системы регулирования отношений в сфере охраны здоровья", "Медицинское страхование и право", "Права и обязанности пациентов", "Права и обязанности медицинских работников", "Предупреждение профессиональных и должностных правонарушений в системе здравоохранения". В таких темах остро нуждаются специалисты в области медицинского права и биоэтики, организаторы здравоохранения, эксперты, юрисконсульты, научно-педагогические работники, практикующие врачи и юристы, представители страховых медицинских организаций и фондов ОМС.