Юридическое обеспечение прав российских граждан и
соблюдение законодательства в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Всем нам известно, что для работы с наркотическими средствами и психотропными веществами приоритетным является ФЗ N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 г. Согласно п. 7 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. N 644, регламентирующим порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение специальных журналов регистрации. Однако на практике, в нарушение данных правил, при проведении проверок часто выясняется, что такого приказа нет либо он существует и в нем определены лица, ответственные за отпуск и реализацию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, либо по приказу в ЛПУ определено только материально ответственное лицо, что является основанием для составления протокола об административном правонарушении. Не всегда и не везде проводится ежемесячная инвентаризация остатков - и это также является существенным нарушением Правил. При проведении проверок контролирующими органами, в частности, территориальными органами ФСКН РФ, часто возникают вопросы об исполнении приказа Министерства здравоохранения РФ N 330 от 12.11.1997 г. (в ред. Пр. Минздрава РФ от 09.01.2001 г. N 2, от 16.05.2003 г. N 205) о мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ. А именно, в разделе 2 типовых требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений для хранения наркотических средств в п. 2.3 речь идет об обязательном соблюдении требования по технической укрепленности дверей. Многие ЛПУ пренебрегают этим требованием и игнорируют установленные технические требования.
Также в нарушение п. 2.4 "оконные проемы помещений с наркотиками с внутренней стороны или между рамами оборудуются металлическими решетками". Зачастую эти требования соблюдаются формально: как правило, решетки ставят с наружной стороны, что, безусловно технически выполнить проще. При проведении проверок в актах обследования помещений контролирующие органы обосновано указывают на такие нарушения.
Коротко хотелось бы остановиться на вопросах, возникающих по допуску лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. В соответствии с п. 3 правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. N 892 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 г. N 51) допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, а также включение в трудовой договор взаимных обязательств администрации организации и лица, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На деле же при проверках устанавливается отсутствие каких-либо документов, подтверждающих ознакомление работника, имеющего допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, с действующим законодательством с сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Что же касается указания на взаимные обязательства в трудовом договоре, то нередко встречаются ситуации, когда лицо, ранее не имевшее допуска к работе наркотическими средствами и психотропными веществами, получает заключение о допуске к работе, оформляется приказом по учреждению и не имеет в трудовом договоре пунктов, содержащих взаимные обязательства администрации и работника. Безусловно, такие вопросы должны отслеживаться. Отделам кадров необходимо совместно с юристом вовремя осуществить оформление дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту), поскольку несоблюдение данного требования влечет за собой определенные правовые последствия. Поэтому во исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации необходимо разработать инструкцию для работы с кадрами, где четко прописать контроль кадров (например, ежеквартальный) за исполнением российского законодательства, обязать проводить сверку наличия в трудовых договорах (контрактах) взаимных обязательств администрации и работника, у лиц, получивших допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Многие ЛПУ повторяют одну и ту же ошибку, по исполнению п. 7 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Она заключается в том, что, получив заключение территориальных органов по контролю за оборотом наркотиков, администрация издает приказ о допуске к работе данных лиц. Это идет вразрез с требованиями указанного пункта правил, где речь идет о письменном заключении отдела кадров, которое утверждается руководителем ЛПУ. Нет нужды говорить о том, что это совершенно разные вещи и согласно п. 11, "лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации". Это прямое указание к составлению протокола об административном правонарушении, который будет весьма трудно обжаловать, и, как следствие, - привлечение к административной ответственности с наложением административного взыскания в виде штрафа.
Приведенные примеры в полной мере относятся к деятельности лечебно-профилактических учреждений. К сожалению, не всегда получается отследить те или иные положения действующего законодательства. Тем не менее, необходимо налаживать работу по обеспечению соблюдения законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и требовать неукоснительного соблюдения законов и других нормативных правовых актов, что позволит избежать многих проблем, связанных с претензиями контролирующих органов.
Г.В. Доста,
юрисконсульт МУЗ "Городская больница N 1" г. Волгодонска
Ростовской области, старший преподаватель кафедры права
ВИ ЭУиП ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет" (г. Волгодонск)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридическое обеспечение прав российских граждан и соблюдение законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров / Г.В. Доста / Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 28-29 мая 2008 г. / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева, проф. С.В. Ерофеева. - Иваново-Владимир:НАМП, 2008.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Р.Р. Шиляев; доктор медицинских наук, профессор С.В. Ерофеев (зам. председателя); Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; доктор юридических наук А.А. Мохов; И.А. Одинцова; кандидат медицинских наук Э.Н. Рябова; кандидат юридических наук Ю.В. Павлова; А.С. Семенов; Заслуженный врач РФ, доктор экономических наук Л.Х. Торопеева.
Организаторами Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья", которая состоялась 28-29 мая в Суздале, выступили Национальная ассоциация медицинского права (НАМП), департаменты здравоохранения Ивановской и Владимирской областей, а также Ивановская государственная медицинская академия. Основные научные направления конференции: "Медицинское право, биоэтика и деонтология - взаимосвязанные системы регулирования отношений в сфере охраны здоровья", "Медицинское страхование и право", "Права и обязанности пациентов", "Права и обязанности медицинских работников", "Предупреждение профессиональных и должностных правонарушений в системе здравоохранения". В таких темах остро нуждаются специалисты в области медицинского права и биоэтики, организаторы здравоохранения, эксперты, юрисконсульты, научно-педагогические работники, практикующие врачи и юристы, представители страховых медицинских организаций и фондов ОМС.