Как бюджетному учреждению получить отсрочку от уплаты налога?
Согласно п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Положение, установленное п. 1 ст. 57 НК РФ о том, что изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ, дублируется в п. 2 ст. 61 НК РФ. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 61 НК РФ срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, если иное не предусмотрено статьей 61 НК РФ. Под "иным" изменением срока уплаты налога здесь следует понимать предоставление налогоплательщику отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита. В данной статье рассмотрим особенности процедуры получения отсрочки от уплаты налогов бюджетным учреждением.
Основания предоставления отсрочки
Согласно п. 4 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку в порядке и на условиях, установленных НК РФ.
В соответствии со статьей 22 НК РФ данное право налогоплательщиков обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
В пункте 1 ст. 64 НК РФ установлено, что отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной статьей, на срок, не превышающий один год, с единовременной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена согласно абзацу второму п. 1 ст. 64 НК РФ по решению Правительства РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка по уплате налога может быть предоставлена бюджетному учреждению при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
Непреодолимой силой исходя из норм ГК РФ (в частности, статьи 202 ГК РФ) считаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994. N 68-ФЗ О" защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа (пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ);
Пример.
Учитывая, что распределение ассигнований на уплату перечисленных налогов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которым предусматривается согласование соответствующих форм, установленных Минфином России, с территориальными и федеральными органами Росимущества и Роснедвижимости, а также учитывая, что согласование форм требует значительного времени, и на основании письма ФНС России от 05.04.2006 N ММ-15-19/377 образовательные учреждения, подведомственные Рособразованию, могут обратиться в территориальные налоговые службы с просьбой об отсрочке авансовых платежей по налогам на имущество и земельного налога.
3) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ (пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 утвержден Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, который составляют:
- сельское хозяйство: растениеводство, механизированные работы в полевых условиях, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, звероводство;
- перерабатывающая промышленность: сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности, сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности;
- рыбное хозяйство: рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях, искусственное воспроизводство рыбных запасов, выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала, добыча и переработка водорослей и морских млекопитающих;
- нефтедобывающая и газовая промышленность: обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- торфяная промышленность: добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях;
- медицинская промышленность: заготовка растительного лекарственного и эфирно-масличного сырья;
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность: заготовка и вывозка древесины, сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды, заготовка живицы, пневого осмола и бересты;
- легкая промышленность: сезонное производство изделий из натурального меха в организациях меховой промышленности;
- лесное хозяйство: подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках, полевые лесоустроительные работы, заготовка дикорастущих лесных продуктов;
- охотничье хозяйство: охотничий промысел и заготовка продукции охоты, охрана, учет и воспроизводство охотничьих животных, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение, полевые охотоустроительные работы;
- водное хозяйство: дноуглубительные и берегоукрепительные работы;
- геолого-разведочные работы: полевые экспедиционные работы;
- промышленность нерудных строительных материалов: добыча песчано-гравийной смеси из русел рек;
- промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней: добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений, добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения);
- речной и морской транспорт: перевозки пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации;
- все отрасли экономики: досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
4) при наличии оснований для предоставления отсрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных ТК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).
В соответствии со статьей 334 ТК РФ отсрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.
Согласно п. 3 ст. 64 НК РФ отсрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
Когда нельзя получить отсрочку?
Необходимо помнить, что в соответствии с п. 1 ст. 62 НК РФ срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении бюджетного учреждения, претендующего на такое изменение:
- имеются достаточные основания полагать, что это учреждение воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению;
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Статья 101.4 НК РФ устанавливает порядок производства по делу о предусмотренных НК РФ. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены соответствующими статьями главы 16 НК РФ.
В соответствии с п. 13 ст. 101.4 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) по выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами согласно законодательству об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а также за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе предусмотрена статьей 15.3 КоАП РФ, за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - статьей 15.4 КоАП РФ, за нарушение сроков представления налоговой декларации - статьей 15.5 КоАП РФ, за непредставление в налоговый орган документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, - статьей 15.6 КоАП РФ, за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности - статьей 15.11 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;
2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;
4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.
Согласно статье 28.5 КоАП РФ налоговый орган составляет протокол об административном правонарушении немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Кроме того, в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области налогов и сборов осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. При этом срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
Административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей установлена статьей 16.22 КоАП РФ.
Получение отсрочки бюджетным учреждением
Наличие или отсутствие права временно не уплачивать имеющуюся задолженность зависит от решения, принятого налоговым органом*(1).
В соответствии с п. 7 ст. 64 НК РФ при отсутствии обстоятельств, указанных выше, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Согласно статье 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) признается орган бюджетного учреждения, имеющего право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Требование об обладании получателем бюджетных средств правом на принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета, установлено также Инструкцией о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н.
Следует учитывать, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Пунктом 1 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с БК РФ.
На основании статьи 162 БК РФ бюджетное учреждение как получатель бюджетных средств обладает такими бюджетными полномочиями:
- составляет и исполняет бюджетную смету;
- принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В соответствии со статьей 221 БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств. Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения.
Пунктом 3 ст. 219 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами (п. 4 ст. 219 БК РФ).
Исходя из изложенного основанием для предоставления отсрочки по уплате налога для бюджетного учреждения могут являться, прежде всего, уведомления о лимитах бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
Основаниями для предоставления отсрочки по уплате налога могут являться и иные документы, указывающие на задержку финансирования бюджетного учреждения, в том числе поступившие от главных распорядителей бюджетных средств.
Приказом ФНС от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@ утвержден Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (далее - Порядок).
Следует отметить, что нормами налогового законодательства и Порядком не установлены виды и формы документов, подтверждающих факт наступления задержки финансирования из бюджета, а также не определены уполномоченные органы, которые вправе выдавать эти документы.
С учетом изложенного представляется, что в налоговый орган для получения отсрочки бюджетным учреждением должны предоставляться от главных распорядителей бюджетных средств доказательства, подтверждающие задержку финансирования,
Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.
Так, исходя из положений статьи 120 ГК РФ, статей 225, 238, 250 БК РФ (в действующей на тот момент редакции), а также разъяснения Минфина России, изложенного в письме от 26.05.2006 N 02-03-09/1399, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 28.05.2007 N Ф04-3276/2007(34517-А67-37) признал не соответствующими положениям налогового законодательства действия налогового органа по отказу государственному учреждению в предоставлении отсрочки по уплате авансовых платежей по земельному налогу. Суд указал, что бюджетным учреждением представлены документы, указывающие на задержку финансирования, в том числе поступившие от главных распорядителей бюджетных средств.
Таким образом, бюджетному учреждению для получения отсрочки от уплаты налога необходимо подать в соответствующий налоговый орган заявление по форме, приведенной в Порядке, приложив указанные выше документы и указав основания для предоставления отсрочки (п. 5 ст. 64 НК РФ).
Ю.К. Борисов,
заместитель руководителя ООО "ЦМБН"
"Советник бухгалтера", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В любом случае необходимо помнить, что в соответствии с п. 9 ст. 64 НК РФ решение об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налога должно быть мотивированным, в частности, при наличии соответствующих оснований, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющие место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц установлен главой 19 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060