О корректировке платы за отопление и горячее водоснабжение
Порядок определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение жилого помещения на первый взгляд не вызывает особых проблем, особенно после детального урегулирования отношений по снабжению бытовых потребителей тепловой энергией Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам"*(1) (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Вместе с тем анализ пункта 19 Правил показывает наличие некоторой неопределенности в вопросе установления размера платы за отопление и горячее водоснабжение жилого помещения при отсутствии приборов учета.
Данным пунктом предусмотрено положение о том, что при отсутствии приборов учета оплата тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения производится за то количество энергии, которое определяется по нормативам, утвержденным органами местного самоуправления, и размер такой платы по общему правилу подлежит корректировке один раз в год.
Анализ данной нормы позволяет обратить внимание на следующие обстоятельства:
- во-первых, речь идет только о жилых помещениях необорудованных приборами учета;
- во-вторых, такая корректировка проводится теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ.
Однако до сих пор законодатель не определил порядок корректировки размера платы за потребленную тепловую энергию, в связи с чем нередко возникает спорная ситуация: теплоснабжающие организации пытаются посредством корректировки повысить размер платы за потребленную энергию ссылаясь на увеличение затрат на производство и транспортировку тепловой энергии.
Для разрешения этой проблемы прежде всего необходимо ответить на вопрос: в чьих интересах и с какой целью законодатель наделил теплоснабжающие организации полномочиями по корректировке размера платы за потребленную тепловую энергию? Как известно, суровые климатические условия нашей страны предопределяют зависимость ее населения от тепловой энергии, и как следствие, государство воздействует на отношения между теплоснабжающими организациями и бытовыми потребителями посредством регулирования тарифов на теплоэнергию и нормативов ее потребления.
Так, Федеральная служба по тарифам РФ ежегодно до внесения в Государственную Думу РФ федерального закона о бюджете утверждает предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги (в том числе горячее водоснабжение и отопление) в среднем по субъектам Федерации.
Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации устанавливает в пределах индексов, утвержденных Федеральной службой по тарифам РФ, предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъекта Федерации. А органы местного самоуправления регулируют конечные ставки тарифов для населения в рамках этих предельных индексов. При этом согласно статье 15 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления получили право увеличивать тарифы, установленные соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ, путем утверждения надбавки к ним. Введение этих надбавок связанно с развитием систем коммунальной инфраструктуры территории муниципальных образований. Так, организации коммунального комплекса (т.е. теплоснабжающие организации), могут реализовывать инвестиционные программы, определяемые органами местного самоуправления, за счет надбавок к тарифам, утверждаемых органами местного самоуправления. Между тем до 1 января 2009 г. такие надбавки могут увеличивать тарифы, установленные соответствующим органом исполнительной власти субъекта Федерации, только в пределах (минимальных и/или максимальных) уровней тарифов, а после 1 января 2009 г. - превышать эти рамки.
Необходимо учитывать, что не могут устанавливаться и использоваться единые или так называемые средневзвешенные тарифы на тепловую энергию. Статьи 2, 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и статья 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" предусматривают возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса (теплоснабжающих организаций), которые и должны использоваться при расчете платы за потребленную тепловую энергию как для нужд отопления, так и горячего водоснабжения.
В свою очередь, нормативом потребления тепловой энергии является среднемесячное количество потребления энергии бытовым потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. При этом расчет норматива потребления тепловой энергии для нужд отопления ставится в зависимость от такого показателя как температура наружного воздуха в течение отопительного сезона. Очевидно, что чем ниже температура наружного воздуха, т.е. чем холоднее зима, тем выше нормативы потребления тепловой энергии.
Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, норматив горячего водоснабжения устанавливается в кубических метрах в месяц на одного человека, а норматив отопления - в Гкал на один кв. м. в месяц. И как следствие, тариф на горячее водоснабжение определяется в рублях на 1 куб.м., а тариф на отопление - в рублях на 1 Гкал.
Однако на практике нередки случаи, когда органы местного самоуправления устанавливают тарифы на горячее водоснабжение в рублях на одного человека в месяц, а тариф на отопление - в рублях на 1 кв. м. в месяц, что не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов.
Особо необходимо отметить, что тарифы на тепловую энергию и нормативы ее потребления вводятся в действие с начала финансового года, и для определения размера тарифа и норматива на энергию теплоснабжающие организации предоставляют в органы местного самоуправления расчет необходимых затрат на производство и передачу теплоэнергии по данным предшествующего года. Таким образом, тарифы на энергию и нормативы ее потребления устанавливаются на год вперед, т.е. по сути они являются прогнозными оценками. И как следствие, по истечении данного года у теплоснабжающей организации могут возникнуть как убытки, в случае превышения реальных затрат на производство и передачу теплоэнергии над выручкой, исчисленной по установленным "прогнозным" тарифам и нормативам, так и наоборот - дополнительные доходы. Представляется, что именно данное обстоятельство и обусловило введение корректировки размера платы за потребленную тепловую энергию.
Уже многие теплоснабжающие организации пытаются осуществить корректировку указанных платежей в связи с увеличением своих затрат на производство тепловой энергии. Очевидно, что такой подход приведет к включению в размер платы за потребленную тепловую энергию необоснованных затрат, связанных с монопольным положением теплоснабжающих организаций (административные издержки, потери в теплосетях, использование неэффективных технологий и т.п.), что явно противоречит положениям ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", предусматривающей установление экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.
Представляется, что более обоснованно и справедливо производить корректировку размера платы за потребленную тепловую энергию для нужд отопления только в случае фактических отклонений температуры наружного воздуха в течение отопительного сезона от нормативных (прогнозируемых). Другими словами, если зима была холоднее, чем предполагалось в нормативе, то необходимо возместить теплоснабжающей организации обоснованные расходы, связанные с производством и передачей дополнительной теплоэнергии, посредством проведения корректировки размера платы за потребленную энергию. В противном случае, когда зима оказалась теплее по сравнению с прогнозным нормативом, теплоснабжающая организация обязана возвратить бытовым потребителям излишне уплаченную сумму. В свою очередь, норматив потребления тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения не зависит от температуры наружного воздуха, следовательно, корректировку размера платы за горячее водоснабжение вообще нецелесообразно производить.
С.В. Матиящук,
доцент кафедры гражданского права Сибирского университета
правовой культуры (СибУПК),
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 23. Ст. 2501.1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О корректировке платы за отопление и горячее водоснабжение
Автор
С.В. Матиящук - доцент кафедры гражданского права Сибирского университета правовой культуры (СибУПК), кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2008, N 8