Комментарий к постановлению Правительства РФ от 25.04.2008 N 307
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма"
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2008 N 307 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" изменены некоторые нормативные акты органов исполнительной власти, касающиеся разработки организациями правил внутреннего контроля, предоставления сведений и постановки на учет в Росфинмониторинг организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации денежных средств, добытых преступным путем, и финансированию терроризма.
Данные изменения в нормативные акты связаны с ранее принятым Федеральным законом от 28.11.2007 N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 275-ФЗ), в соответствии с которым перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, был дополнен коммерческими организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Понятие договора финансирования под уступку денежного требования содержится в ст. 824 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет его как договор, в соответствии с которым одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. На "обычном" языке договором финансирования под уступку денежного требования является приобретение коммерческой организацией денежных требований третьих лиц.
Таким образом, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, обязаны вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации денежных средств, добытых преступным путем, и финансированию терроризма, а также представлять в Росфинмониторинг сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами и иным имуществом.
Необходимо отметить, что Закон N 275-ФЗ внес также изменения, заключающиеся в установлении требований к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц.
Во исполнение данных норм Закона N 275-ФЗ Банком России было издано письмо от 18.01.2008 N 8-Т "О применении пункта 1.3 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым Банк России информировал кредитные организации по вопросу определения понятия "иностранные публичные должностные лица". Банк России указал на определение понятия "публичное должностное лицо", приведенное на официальном сайте Росфинмониторинга, а также дополнительно дал несколько определений этого понятия, используемых в официальных документах международных организаций, порекомендовав при этом кредитным организациям использовать данные определения при выявлении "публичных должностных лиц". Приведенные Банком России определения не являются идентичными, в связи с чем может возникнуть ситуация, при которой кредитные организации будут использовать отличные друг от друга критерии при определении круга "публичных должностных лиц", и соответственно возможна ситуация, при которой одни и те же операции будут контролироваться в одной кредитной организации и не подлежать контролю в другой. Как следствие данных новшеств, в законодательстве в некоторых банках введена практика, когда при совершении банковских операций от клиента требуют письменных подтверждений того факта, что клиент не является "публичным должностным лицом".
Между тем ни вышеуказанное письмо, ни изданные ранее письма Банка России не содержат рекомендаций и разъяснений по вопросам контроля операций кредитных организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Е.В. Кравцова,
юрист "ФБК-Право"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1