Порядок ликвидации юридических лиц
1. Общие положения
Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (см. схему 1).
2. Добровольная ликвидация юридических лиц
Добровольная ликвидация юридических лиц осуществляется на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, и различия имеются только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.
Ликвидация юридических лиц осуществляется в несколько этапов (см. схему 2):
1) принятие решения о ликвидации юридического лица, о порядке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
2) извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами;
3) выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса;
4) расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.
О принятии решения о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов ликвидации уведомляется регистрирующий орган - налоговая инспекция. В Москве вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции ИФНС России по г. Москве N 46.
Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.
Первый этап ликвидации юридического лица - это принятие об этом решения по любым основаниям: в связи с тем что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указанный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин - для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).
В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе общества, что для принятия решения о его ликвидации необходимо меньшее количество голосов, например 85% от количества участников.
В акционерных обществах, по общему правилу, достаточно принятия такого решения квалифицированным большинством акционеров, то есть проголосовать за ликвидацию должно три четверти от общего числа акционеров, принявших участие в общем собрании. Уставом или иными внутренними документами акционерного общества может быть установлено большее количество голосов, необходимое для принятия такого решения.
Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов, унитарные предприятия - по решению собственника их имущества.
Единственное исключение из данного правила составляют фонды: решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.
Какой-либо унифицированной формы решения о ликвидации законодательством не установлено. В течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция посредством Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 *(1).
Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 5000 руб. (часть 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обращаем внимание читателей журнала на то, что ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые будет необходимо в дальнейшем представлять в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении, поэтому лучше всего направлять эти документы по почте либо представлять их в налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.
На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как можно более новую выписку, чтобы в том числе иметь информацию о том, не находится ли контрагент организации в процессе ликвидации.
С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускаются государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Ликвидируемое юридическое лицо не может также выступать учредителем других юридических лиц.
Следующим важным решением в процессе ликвидации является создание ликвидатора или ликвидационной комиссии. Согласно ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Кандидатура лица, которое впоследствии будет осуществлять ликвидацию юридического лица, очень важна, поскольку именно данное лицо будет являться представителем организации с этого момента, к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Закон не запрещает назначать на должность ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе являющегося генеральным директором ликвидируемого юридического лица.
Решение о назначении ликвидатора либо ликвидационной комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме N Р15002.
После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность "ликвидатор" или "председатель ликвидационной комиссии", их фамилия, имя, отчество.
После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Поскольку контрагентов может быть очень много и достаточно сложно уведомить каждого из них в отдельности, а также во избежание злоупотреблений со стороны ликвидируемого юридического лица закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.
Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале "Вестник государственной регистрации" (с условиями размещения публикаций можно ознакомиться по адресу http://www.vestnik-gosreg.ru), третья часть которого с февраля 2007 года полностью посвящена публикациям юридических лиц.
В публикации указываются:
- полное наименование юридического лица;
- ОГРН;
- ИНН/КПП;
- адрес (место нахождения) юридического лица;
- сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений - решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;
- порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).
Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.
Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица в течение двух месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.
Два месяца со дня опубликования - это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации юридического лица можно предусмотреть другой срок, главное, чтобы он составлял не менее двух месяцев.
Одновременно с выявлением кредиторской задолженности ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.
По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ должен содержать:
- сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
- перечень предъявленных кредиторами требований;
- результаты их рассмотрения.
Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме N Р15003.
После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса налоговая инспекция проводит контрольные мероприятия-проверки в следующих отделах ИФНС:
- в отделе взыскания задолженности;
- в отделе выездных проверок;
- в отделе камеральных проверок;
- в юридическом отделе.
На этом этапе также может быть назначена камеральная или выездная налоговая проверка за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются назначать проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и штрафные санкции.
После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.
Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает четыре очереди кредиторов (отметим, что до 2006 года очередей кредиторов было пять).
Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований (дополнительно см. схему 3 "Расчеты с кредиторами"):
первая очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
вторая очередь: производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
третья очередь: производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
четвертая очередь: производятся расчеты с прочими кредиторами.
Расчеты производятся в порядке очередности, и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имущества окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.
Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.
После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
На основании п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчетов с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.
Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. В то же время исходя из положений ст. 63 ГК РФ в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.
Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица (в настоящее время ее размер составляет 400 руб.), а также заявление по форме N Р16001 представляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.
Необходимо отметить, что в заявлении по форме N Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица; регистрирующий орган не вправе требовать никаких дополнительных документов, в том числе подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования Российской Федерации сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме N Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.
Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:
- представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;
- документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;
- в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);
- при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.
Одним из наиболее важных вопросов при добровольной ликвидации юридического лица является срок, в течение которого ликвидация может быть осуществлена таким образом, чтобы не нарушать действующее законодательство.
Согласно части 2 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица и в случае, если документы о завершении процедуры ликвидации (окончательный ликвидационный баланс) будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано.
Однако при этом надо учитывать, что ГК РФ говорит о том, что расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди должны быть начаты только по истечении одного месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса и окончания расчетов с кредиторами первой и второй очереди; таким образом, минимальный определенный законодательством срок составляет три месяца. При этом юридическому лицу необходимо время на то, чтобы подать заявление о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, подать заявку на публикацию в "Вестник государственной регистрации", получить свидетельство о ликвидации юридического лица.
Таким образом, максимально короткий срок ликвидации юридического лица при соблюдении требований законодательства не может составлять менее трех с половиной месяцев.
Может возникнуть вопрос: что делать в случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган извещен, но собственники (учредители, акционеры) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют намерения ликвидировать юридическое лицо? Действующее законодательство не предусматривает подобной ситуации, но и не запрещает ее.
Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты юридического лица, то ответ очевиден: просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.
Но что делать, если уже уведомлены налоговая инспекция и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой ситуации в регистрирующий орган представляются заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме N Р14001).
После представления этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а заявителю будет выдано на руки или направлено почтой Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003. С этого момента юридическое лицо может вести свою деятельность в обычном режиме без каких-либо ограничений.
Если же в ЕГРЮЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.
После внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.
3. Принудительная ликвидация
Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно (см. схему 4).
Основания для принудительной ликвидации можно подразделить на два больших блока:
- ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства;
- ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).
Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:
- допущены грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществление деятельности, запрещенной законом;
- осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона либо иных правовых актов;
- систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.
В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ России.
В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.
Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности, очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах, адресу фактического местонахождения.
При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о ликвидации юридического лица только в случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы. Если же нарушения можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает. Это отмечено, в частности, Президиумом ВАС РФ в информационном письме от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", где разъясняется, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.
О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.
Решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является только основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.
Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.
ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации. Это означает, что ликвидация юридического лица осуществляется в этом случае в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап - принятие решения о ликвидации - осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В дальнейшем же вся последовательность этапов сохраняется, и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале "Вестник государственной регистрации" размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий (налоговый) орган представляются заявление по форме N Р16001, документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс.
Представляет интерес вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду неизвестны учредители либо исполнительные органы юридического лица или если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 в случае неисполнения решения арбитражного суда о ликвидации юридического лица из-за отсутствия его учредителей арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.
Арбитражный суд вправе назначить ликвидатора также в случае, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица он придет к выводу о невозможности возложения соответствующей обязанности на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
В соответствии с п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица либо о его исполнительных органах, назначали ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.
Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.
Если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на основании вышеуказанного решения арбитражного суда (без представления уведомлений по формам N Р15002 и N Р15001) вносит в ЕГРЮЛ соответствующие записи. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.
В решении о ликвидации юридического лица приводятся сроки представления им в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, причем эти сроки в соответствии с п. 1 ст. 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.
Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.
4. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
Говоря о ликвидации, нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица, как его исключение из ЕГРЮЛ (см. схему 5). Строго говоря, исключение из ЕГРЮЛ нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.
Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ была введена для того, чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут деятельности и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.
Исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ предусмотрено ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность), необходимо одновременное наличие следующих признаков:
- непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев*(2);
- отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.
Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляется отделом камеральных проверок налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не представлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение пяти рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить, осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.
Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:
- справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
- справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган - налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственную за регистрацию юридических лиц.
В течение пяти рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Это решение публикуется в средствах массовой информации в таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.
После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заинтересованные лица (если таковые имеются) могут известить в течение трех месяцев налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из Единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).
Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ и оно перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.
Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Следует отметить, что точки зрения ВАС РФ и ФНС России на критерии отнесения налогоплательщиков к категории юридических лиц, прекративших свою деятельность, не совпадают. Как разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", исключение юридического лица из ЕГРЮЛ допускается даже в случае, если имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности. Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются письмом ФНС России от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@, в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.
Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо неисключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, не используют процедуру исключения из реестра, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив, что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.
Данное разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведение процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества "банкротных" дел в отношении отсутствующих должников.
Представляется, что в таком "подвешенном" состоянии вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.
Нуждается в урегулировании также вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку в настоящее время формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из ЕГРЮЛ.
Схема 1
Прекращение деятельности юридического лица
| |
/----------------------------\ /------------------------------\
|Действующее юридическое лицо| |Недействующее юридическое лицо|
\----------------------------/ \------------------------------/
/-----------------------\ /-------------------------\ /---------------------------------\
|Добровольная ликвидация| |Принудительная ликвидация| |Отсутствие признаков деятельности|
\-----------------------/ \-------------------------/ | в течение 12 месяцев |
| \---------------------------------/
/------------------\ /------------\ \-----------------\
|Решение участников|---\ |В результате|------------------\ /---------\
\------------------/ | |банкротства |-\ |По требованию| /----------------\ | Решение |
\------------/ | | кредиторов | |По решению суда | |налоговой|
/--------------\ /--------------\ | \-------------/ | в случаях | |инспекции|
|Все требования| | Имущества | | | | нарушения | \---------/
| кредиторов | | недостаточно |---/ | |законодательства|
|удовлетворены | | для | | \----------------/ /----------\
\--------------/ |удовлетворения| | | |Исключение|
| | требований | | | | из ЕГРЮЛ |
| | кредиторов | | | \----------/
\--------------/
Ликвидация юридического лица |
Схема 2
Добровольная ликвидация юридического лица
/---------------------------------------\
| Решение о ликвидации |
\---------------------------------------/
3 дня
/------------------------\ /---------------------------------------\
|Внесение соответствующей|--| Уведомление налоговой инспекции по |
| записи в ЕГРЮЛ | | форме N Р15001 |
\------------------------/ \---------------------------------------/
/---------------------------------------\
| Решение о назначении ликвидационной |
| комиссии и ее руководителя |
\---------------------------------------/
/------------------------\ /---------------------------------------\
|Внесение соответствующей|--| Уведомление налоговой инспекции по |
| записи в ЕГРЮЛ | | форме N Р15002 |
\------------------------/ \---------------------------------------/
/------------------------------------------------------------------------\
|Печать объявления о ликвидации в "Вестнике государственной регистрации" |
\------------------------------------------------------------------------/
| не менее
/-----------------------------------\ | 2 месяцев /-----------------------------------\
|Предъявление требований кредиторами| | |Выявление дебиторской задолженности|
\-----------------------------------/ \-----------------------------------/
/-----------------------------------------------------------------\
|Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса |
\-----------------------------------------------------------------/
/------------------------\ /---------------------------------------\
|Внесение соответствующей|--| Уведомление налоговой инспекции по |
| записи в ЕГРЮЛ | | форме N Р15003 |
\------------------------/ \---------------------------------------/
/--------------------------\ |
|Налоговый орган направляет| | /----------------\
| промежуточный баланс для |----/ /------------|Юридическое лицо|
| проведения контрольных | \----------------/
| мероприятий | /--------------\ 1 месяц
\--------------------------/ | Проведение | /---------------------\
| |инвентаризации| |Расчеты с кредиторами|
| \--------------/ | 1-й, 2-й очереди |
| | \---------------------/
| | | По истечении
| 1 месяца
/----------------------\ | /---------------------\
|Выявляет задолженность|--------------+---------|Расчеты с кредиторами|
\----------------------/ | | 3-й, 4-й очереди |
| \---------------------/
/-----------------------------------\
|Утверждение ликвидационного баланса|
\-----------------------------------/
/-------------------------------------------------------------------\
|Представление сведений в налоговую инспекцию по форме N Р16001, |
| подтверждение представления сведений в ПФР |
\-------------------------------------------------------------------/
/-------------------------------------------\ /-----------------------\
|Выдача свидетельства о ликвидации и выписки|--|Внесение в ЕГРЮЛ записи|
\-------------------------------------------/ | о ликвидации |
\-----------------------/
Схема 3
Расчеты с кредиторами
1. Расчеты с кредиторами первой очереди - с гражданами, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повре- менных платежей, а также по требованиям компенсации морального вреда |
2. Расчеты с кредиторами второй очереди - по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности |
3. В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды |
4. В четвертую очередь производятся расчеты с прочими кредиторами |
Окончание расчетов с кредиторами |
/-------------------------\ /---------------------------\
|Имущества достаточно для| |Имущества НЕ достаточно для|
|удовлетворения требований| |для удовлетворения требова-|
|кредиторов | |ний кредиторов |
\-------------------------/ \---------------------------/
|
| /---------------------------\
|Продажа имущества с торгов|
/----------------------------\ \---------------------------/
|Ликвидация юридического лица|
\----------------------------/ /----------------------------\
|Распределение имущества про-|
/-----------------------\ |порционально числу кредито-|
|Кредиторы не оспаривают|-----|ров очереди |
|решение ликвидационной| \----------------------------/
|комиссии |
\-----------------------/ /----------------------------\
|Кредиторы не согласны и пре-|
|дъявляют в суд заявление о|
|признании должника банкротом|
\----------------------------/
/----------------------------\
|Возбуждение дела о банкрот-|
|стве |
\----------------------------/
Схема 4
Ликвидация по решению суда
/----------------------------\
|Обращение в суд с заявлением|
\----------------------------/
/----------------------------\
| Рассмотрение дела |
\----------------------------/
/----------------------------\
| Принятие решения |
\----------------------------/
/----------------------\ /-------------------------\
|Об отказе в ликвидации| /--------|О ликвидации юридического|
| юридического лица | | | лица |
\----------------------/ | \-------------------------/
/-----------------/ | |
/--------------------------\/----------------------------\/---------------\
| Направляется решение для ||Если учредители юридического||Если учредители|
|сведения в налоговый орган|| лица НЕ известны || известны |
\--------------------------/\----------------------------/\---------------/
/----------------------\ /-------------------\
|Назначается ликвидатор| |Принимается решение|
\----------------------/ | о назначении |
| ликвидационной |
| комиссии |
\-------------------/
/-----------------------------------------\
|Извещается налоговый орган об утверждении|
| ликвидационной комиссии |
\-----------------------------------------/
Вносится запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица |
Юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном для добровольной ликвидации |
Схема 5
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
/------------------------------------------------------------------\
|Юридическое лицо не осуществляет деятельность в течение 12 месяцев|
\------------------------------------------------------------------/
раз в квартал
Отдел камеральных проверок налоговой инспекции включает юридическое лицо в список налогоплательщиков, не представляющих отчетность |
/---------------------------------\ /----------------------------------\
|В налоговом органе нет информации| |В налоговом органе есть информация|
| о счетах недействующего | | о счетах недействующего |
| юридического лица | | юридического лица |
\---------------------------------/ \----------------------------------/
| 5 рабочих дней
| /----------------------------------\
| 3 рабочих дня | Отдел камеральных проверок |
| /------------| направляет в банк запрос об |
| | | осуществлении операций по счетам |
| | \----------------------------------/
|
| /--------------------------------\/-----------------------------\
| |Операции по счету не проводились||Операции по счету проводились|
| | в течение 12 месяцев || в течение 12 месяцев |
| \--------------------------------/\-----------------------------/
3 рабочих дня
Оформляется справка об отсутствии в течение 12 месяцев движения по счетам и об отсутствии отчетности |
Не позднее следующего рабочего дня
Справки направляются в регистрирующий орган (соответствующую ИФНС) |
5 рабочих дней
Регистрирующий орган принимает проект Решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ |
Проект Решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ публикуется в "Вестнике государственной регистрации" |
3 месяца
/----------------------------------\ /----------------------------------\
| Не поступили сведения от | |Поступили сведения от юридического|
|юридического лица, его кредиторов,| | лица, его кредиторов, иных |
| иных заинтересованных лиц | | заинтересованных лиц |
\----------------------------------/ \----------------------------------/
1 месяц
/----------------------------------\ /----------------------------------\
|Принимается Решение об исключении | | Решение об исключении не |
| юридического лица из ЕГРЮЛ и | | принимается |
| вносится соответствующая запись | \----------------------------------/
\----------------------------------/
И.Н. Мельникова,
юрисконсульт Аудиторско-консалтинговой
группы BKR-Интерком-Аудит
"Налоговый вестник", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее ссылки на формы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
*(2) Непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности означает, что в налоговую инспекцию не сдается никакая отчетность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1