Стандарты аудиторской деятельности:
три новых правила о привлечении экспертов, обзорных
проверках и контроле качества
В системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности важное значение имеют федеральные правила (стандарты) аудита. Реализация на практике требований этих стандартов является залогом и гарантией качества аудиторских услуг. Федеральные стандарты аудиторской деятельности содержат единые критерии проведения аудиторских проверок и систематизируют деятельность аудиторских организаций.
Что нового?
12 августа 2008 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696". Внесенные изменения заключаются в дополнении к прежним правилам (стандартам) трех новых правил. Это правила N 32 "Использование аудитором результатов работы эксперта", N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности" и правило N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях".
Основной смысл внесенных изменений - это то, что раннее к оказанию сопутствующих аудиту услуг применялись принципы и процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита. Теперь же поправки вводят правило аудита конкретно для оказания сопутствующих услуг, устанавливающие принципы выполнения, процедуры и документальное оформление обзорных проверок. Так, раннее внутренний контроль качества аудита регулировался федеральными правилами N 7, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности". Эти же требования предъявлялись и к контролю качества аудиторских услуг. Теперь система контроля качества услуг аудиторской организации регулируется отдельными федеральными правилами N 34, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 557.
Правило (стандарт) N 32 "Использование аудитором результатов
работы эксперта"
При оценке аудитором земли или, например, предметов искусства у него может возникнуть необходимость привлечения эксперта к участию в выполнении задания. Данные федеральные правила регламентируют единые требования к использованию результатов работы эксперта в виде отчетов, мнений и оценок эксперта (п.п. 1, 6). При этом эксперт должен отвечать требованиям профессиональной компетентности и объективности, которые подтверждаются соответствующим профессиональным аттестатом эксперта, лицензией, опытом и репутацией.
Появление данного правила обусловлено тем, что аудитор помимо того, что обладает различными знаниями в вопросах ведения предпринимательской деятельности, также ориентируется в вопросах бухгалтерского учета и аудита. Но он не обладает необходимыми для некоторых случаев экспертными знаниями. Поэтому и возникает необходимость привлечения эксперта в выполнении определенного задания.
В пункте 6 как раз и приведены аудиторские процедуры, при которых требуются заключение эксперта. Среди них такие, как:
- оценка определенных видов внеоборотных активов, например, земли, зданий, сооружений, оборудования, предметов искусства;
- определение количественного содержания полезных компонентов в минеральном сырье или полезного срока эксплуатации сооружений и оборудования;
- определение финансовых показателей с помощью специальных приемов и методов (например, актуарная оценка);
- определение степени завершенности производства товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет несколько отчетных периодов (носит долгосрочный характер);
- уяснение условий договоров, положений законодательных и иных нормативных правовых актов.
Отметим, что поскольку в пункте 7 Аудиторского стандарта N 32 перечисленные процедуры поименованы с оговоркой "например", смеем предположить, что перечень указанных процедур не является закрытым.
Правило (стандарт) N 33 "Обзорная
проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности"
Согласно положениям пунктов 5, 6 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 N 119-ФЗ, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать сопутствующие аудиту услуги. Среди них - обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - обзорная проверка), требования к оказанию которой и рассматриваются в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности N 33. В прежней редакции федеральных правил (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 - далее Постановление N 696) в пункте 15 правила N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" уже обозначены цель и существенные аспекты при проведении процедур обзорной проверки. Внесенные изменения же устанавливают общие принципы выполнения обзорной проверки и более подробно перечисляют процедуры ее проведения.
Обзорная проверка - это не аудит
Обратите внимание на содержание пункта 10 правила N 33, содержащего условия проведения обзорной проверки. Так, в соответствии с ним в ходе обзорной проверки, к примеру, не будут выявляться ошибки, незаконные действия и иные нарушения. Также в заключении по результатам обзорной проверки мнение аудитора о достоверности отчетности содержаться не будет. Напомним, что в соответствии с пунктом 16 правил N 24, утвержденных постановлением N 696, обзорная проверка включает в себя запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности составляющей ее стороной. Перечень процедур, используемых при проведении обзорной проверки, приведен в пункте 18 комментируемого правила N 33.
По результатам проведения обзорной проверки составляется заключение, содержащее информацию о получении в ходе обзорной проверки ограниченной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений (приложение 2 постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 557). Или заключение, описывающее обстоятельства, выявленные в ходе проверки, искажающие представление о положении дел хозяйствующего субъекта из-за нарушения порядка ведения бухгалтерского учета или составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. В этом случае может быть вынесено заключение, содержащее мнение с оговоркой из-за разногласий относительно ненадлежащего способа бухгалтерского учета или содержащее отрицательное мнение относительно него (приложение 3 постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 557).
Правило (стандарт) N 34 "Контроль
качества услуг в аудиторских организациях"
Положения данного пункта составляют базу единых требований к контролю качества аудиторской деятельности. Поэтому аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, внедрив в свою практическую деятельность упомянутые стандарты качества услуг, разработанные на этой основе, могут значительно повысить качество предоставляемой аудиторской деятельности. Помимо этого наличие контроля услуг в отношении элементов, перечисленных в этом пункте, будет являться залогом их высокого профессионального уровня в отношении оказываемых услуг.
Контроль предоставляемых услуг -
гарантия качества аудита
Согласно правилу (стандарту) N 34, аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий) на принципах, обеспечивающих соответствие проводимых организацией услуг требованиям законодательства Российской Федерации. Так,в этих целях работники аудиторской организации обязаны соблюдать независимость и не реже одного раза в год должны предоставлять письменные подтверждения соблюдения принципов и процедур независимости (п. 19 стандарта N 34). Кроме этого, аудиторская организация должна обеспечить качественнее выполнение заданий на постоянной основе посредством реализации принципов и процедур, изложенных в правилах N 34 (п. 43 стандарта N 34).
Обратите внимание: на аудиторскую организацию возлагается обязанность сообщать о результатах мониторинга системы контроля качества услуг аудита и иных заданий не реже одного раза в год (п. 81 стандарта N 34). В случае если по результатам мониторинга будут выявлены недостатки функционирования системы контроля качества услуг аудиторской деятельности или случаи несоблюдения ее принципов и процедур, предпринимаются меры, предусмотренные в пункте 79 стандарта N 34:
- принятие мер в отношении отдельного задания или конкретного работника;
- сообщение выводов лицам, ответственным за непрерывное профессиональное обучение;
- внесение изменений в принципы и процедуры контроля качества;
- применение дисциплинарных мер воздействия в отношении лиц, не соблюдающих принципы и процедуры аудиторской организации, особенно в отношении тех, кто делает это систематически.
Еще раз хотелось бы напомнить, что наличие представленной в комментируемом документе системы стандартов по контролю качества аудиторских услуг в организации, ее методологическое сопровождение и обеспечения надлежащего документирования системы контроля будет являться показателем, характеризующим профессионализм деятельности аудиторской организации.
А.М. Сазонов,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 17, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.