В целях определения порядка разработки научно-методического обеспечения судебной экспертизы, организации научно-исследовательской работы и испытаний ее результатов приказываю:
1. Утвердить Положение об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2006 N 33 "Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации".
Министр |
А.В. Коновалов |
Положение
об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2014 г. N 123)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации научно-методического обеспечения (далее - НМО) судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Положение) определяет порядок организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - РФЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - РЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ЛСЭ) путем разработки, валидации, внедрения методических материалов по производству судебной экспертизы, научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ по экспертным специальностям.
1.2. НМО организуется с целью достижения объективных и научно обоснованных результатов судебных экспертиз и экспертных исследований, создания единого научно-методического подхода к экспертной практике и подготовке работников РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ по экспертным специальностям.
1.3. НМО предоставляется в следующих формах:
- методические материалы по производству судебной экспертизы;
- научно-технические средства судебной экспертизы;
- учебные программы подготовки по экспертным специальностям.
1.4. НМО создается путем выполнения научно-методических работ (далее - НМР), задачами которых являются:
- развитие теоретических и методологических основ судебной экспертизы;
- формирование новых родов и видов судебных экспертиз;
- разработка новых методических материалов и совершенствование применяемых в экспертной практике методических материалов по производству судебной экспертизы, научно-технических средств судебной экспертизы;
- разработка и совершенствование учебных программ подготовки по экспертным специальностям.
1.5. В HMO могут быть включены методические материалы по производству судебной экспертизы, научно-технические средства судебной экспертизы, учебные программы подготовки по экспертным специальностям, разработанные вне рамок НМР, в том числе в иных организациях, после проведения валидации, подтверждающей пригодность их использования в судебно-экспертной практике, и утверждения Научно-методическим советом при РФЦСЭ (далее - НМС).
1.6. Все мероприятия по организации НМР, валидации методических материалов по производству судебной экспертизы, внедрению НМО в экспертную практику СЭУ осуществляются на плановой основе.
Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы и внедрение НМО, указанных в п. 1.5 Положения, может осуществляться вне плана.
1.7. Основными принципами планирования НМР являются:
- научная обоснованность планов;
- системность и комплексность планируемых заданий;
- оптимальность и непрерывность планирования;
- директивность и единство разработки и выполнения планов.
1.8. В НМР принимают участие РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ. В коллектив исполнителей темы могут быть включены представители других организаций.
1.9. Ответственным судебно-экспертным учреждением по НМО является РФЦСЭ.
В РФЦСЭ осуществляется следующая работа:
- планирование и координация НМР, проводимых в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ;
- научное руководство наиболее важными (в том числе перспективными) темами НМР;
- контроль за выполнением НМР;
- валидация и внедрение методических материалов по производству судебной экспертизы;
- рассмотрение и внедрение в экспертную практику научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ подготовки по экспертным специальностям;
- публикация методических материалов по производству судебной экспертизы;
- подготовка "Информационного бюллетеня новых методических разработок, рекомендованных к внедрению в практику судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации";
- анализ и оценка эффективности использования НМО в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ.
2. Организация НМР
2.1. НМР в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ проводится в соответствии:
- с Планом основных научно-методических работ в области судебной экспертизы (далее - План), утверждаемым РФЦСЭ.
- с полугодовыми планами работы РЦСЭ, ЛСЭ и структурных подразделений РФЦСЭ, в которых предусмотрены разделы по НМР.
2.2. В План включаются НМР, обеспечивающие решение актуальных научно-методических проблем в области судебной экспертизы.
В Плане указываются: наименование темы, содержание задания; сроки выполнения; ожидаемые результаты, форма "выхода" по темам и заданиям.
2.3. Проект Плана готовит РФЦСЭ и представляет в Минюст России на согласование.
2.4. Основанием включения в План является записка о НМР (далее - записка), в которой указываются:
- наименование проблемы (темы) НМР, планируемой к разработке;
- научный руководитель и исполнители по теме НМР с указанием места работы;
- обоснование актуальности, практической значимости и новизны проведения исследований по заявляемой теме НМР;
- ожидаемые результаты НМР;
- наименование организации, где планируется провести валидацию подготовленных методических материалов по производству судебной экспертизы;
- источник и порядок финансирования НМР, используемая материально-техническая база;
- другие возможные условия и требования.
2.5. К записке прилагаются рабочая программа, две рецензии на записку.
2.6. Рабочая программа включает следующие разделы: цель НМР, задачи НМР, этапы НМР (задания) с указанием сроков выполнения, сведения об исполнителях - количество исполнителей (экспертный состав и обслуживающий персонал).
2.7. Рецензия включает следующие разделы: анализ актуальности, теоретической и практической значимости, новизны исследований по заявляемой теме НМР, соответствие записки и рабочей программы (по всем пунктам) объему, целям и задачам, поставленным в НМР. Рецензия утверждается руководителем организации, в которой работает рецензент.
2.8. Записка по теме НМР готовится на основе анализа и обобщения потребностей экспертной, судебной и следственной практики в определенных видах НМО судебной экспертизы.
2.9. Записки с приложениями для формирования проекта Плана принимаются к рассмотрению в РФЦСЭ ежегодно до 1 сентября.
В течение 30 дней после поступления проводится их обсуждение в соответствующих секциях НМС. По результатам обсуждения составляется протокол, который представляется на рассмотрение в НМС. НМР включается в проект Плана в случае положительного решения НМС.
2.10. Сформированный проект Плана выносится на обсуждение Ученого совета РФЦСЭ. После одобрения Ученым советом РФЦСЭ План вместе с пояснительной запиской к нему направляется на согласование в Минюст России. Согласованный План утверждается приказом РФЦСЭ.
Пояснительная записка к Плану состоит из общей характеристики тем, количества тем и заданий, конкретных форм выходных материалов завершающихся тем.
2.11. Организация НМР в РЦСЭ, ЛСЭ осуществляется в соответствии с пунктами 2.4-2.9 Положения. Утверждение тематики НМР в РЦСЭ, ЛСЭ осуществляется руководителями РЦСЭ или ЛСЭ соответственно.
2.12. Координация тематики НМР в РЦСЭ, ЛСЭ возлагается на РФЦСЭ. Для осуществления этой работы руководители РЦСЭ, ЛСЭ направляют тематику НМР на согласование в РФЦСЭ, где она рассматривается на соответствующих секциях НМС.
2.13. По окончании календарного года в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ готовятся итоговые материалы:
протокол испытаний НМР, включающий определение достоверности получаемых результатов, воспроизводимости, допустимости применения в судопроизводстве;
по завершенным темам - авторский вариант методических материалов по судебной экспертизе.
3. Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы и внедрение НМО
3.1. Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы (далее - валидация) проводится для установления их пригодности при производстве конкретного направления судебных экспертиз и экспертных исследований; для обеспечения единого научно-методического подхода и системы менеджмента качества в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ.
3.2. В процессе валидации готовится отчет, содержащий описание плана валидации, проведенных экспериментальных работ, выводы по валидации. В случае положительного, вывода по валидации методические материалы рекомендуются к внедрению в экспертную практику.
Отчет о валидации рассматривается на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС.
3.3. Валидация осуществляется непосредственными исполнителями НМР, представителями РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ и иных организаций, обладающими соответствующей квалификацией и опытом.
3.4. Валидация методических материалов, разработанных вне Плана, организуется РФЦСЭ на основе рассмотрения соответствующих заявлений и проводится согласно п. 3.2 Положения.
3.5. НМС рассматривает протокол секции НМС и утверждает отчет о валидации.
3.6. Публикация методических материалов осуществляется РФЦСЭ в соответствии с ежегодным Тематическим планом выпуска ведомственных изданий в области судебной экспертизы на основе решения НМС.
3.7. Методические материалы, рекомендованные в установленном порядке к внедрению в экспертную практику РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, после опубликования включаются в "Информационный бюллетень новых методических разработок, рекомендованных к внедрению в практику судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации".
3.8. Рассмотрение научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ подготовки по экспертным специальностям осуществляется на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС. Решение вопроса об их внедрении в экспертную практику осуществляется после утверждения НМС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции РФ от 6 июня 2014 г. N 123 "Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был