Комментарий к письму Минфина РФ
от 28 июля 2008 г. N 03-11-03/15
Автономные учреждения вправе применять упрощенную систему налогообложения. Минфин России в комментируемом письме напомнил, что нельзя путать бюджетные и автономные учреждения.
Различия между бюджетными
и автономными учреждениями
Бюджетные и автономные учреждения, на первый взгляд, весьма схожи. И те, и другие являются государственными или муниципальными учреждениями и создаются в некоммерческих целях. Примерами могут служить управленческие, социально-культурные и образовательные организации. Но различия между этими типами учреждений, указанные в пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, существенны. Бюджетные учреждения финансируются за счет государства и отвечают по своим обязательствам только деньгами. Если же денег у бюджетного учреждения не хватает, государство помогает ему погасить все долги.
Автономное же учреждение является юридическим лицом и действует от своего имени, а государство не несет никакой ответственности по его обязательствам. Единственное ограничение заключается в том, что автономное учреждение не отвечает по своим обязательствам за счет недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государством. Подробности о правах и обязанностях автономного учреждения содержатся в статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Для "упрощенки" препятствий нет
Что касается УСН, то автономным учреждениям не запрещено состоять на данном спецрежиме. Запрет на применение "упрощенки" действует только для бюджетных учреждений (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Отметим, что налоговые органы, возможно, все равно откажут автономным учреждениям в переходе на "упрощенку". Инспекторы могут сослаться на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, который запрещает применять УСН фирмам, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. А автономные учреждения формируются за счет государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Относятся ли они к "другим организациям", имеющим долю участия в автономном учреждении?
Насчет автономных учреждений судебных разбирательств пока не было. Но споры с налоговыми органами часто возникают у государственных унитарных предприятий. Суды всегда встают на сторону налогоплательщиков, указывая, что государство или субъекты Российской Федерации не признаются организациями. Высший Арбитражный Суд еще несколько лет назад принял Решение от 19.11.2003 N 12358/03, поддерживающее данную позицию. К автономным учреждениям вывод высшей судебной инстанции также вполне применим. Однако Минфин России в письме от 08.05.2007 N 03-11-02/124 указал, что организации, учредителем которых является Российская Федерация, не могут применять УСН. Получается, что комментируемое письмо противоречит прежним разъяснениям финансистов.
Разумеется, автономным учреждениям необходимо соблюдать все условия перехода на УСН, прописанные в статье 346.12 Налогового кодекса РФ. То есть не превышать установленные значения выручки, численности сотрудников, стоимости основных средств и т.д. Здесь никаких особенностей для автономных учреждений не установлено.
Как рассчитывать стоимость имущества?
У автономных учреждений существует одна особенность в бухгалтерском учете, которая может создать препятствия в применении УСН. Речь идет об определении стоимости основных средств и нематериальных активов.
Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, не вправе применять "упрощенку" организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 миллионов рублей. Все коммерческие фирмы рассчитывают остаточную стоимость по данным бухучета. А по объектам основных средств и нематериальных активов некоммерческих организаций амортизация не начисляется (п. 17 ПБУ 6/01 и п. 24 ПБУ 14/2007). Аналогичное правило существует и в налоговом учете (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ). Соответственно остаточная стоимость имущества не рассчитывается.
Выход один: при переходе на УСН автономным учреждениям следует учитывать основные средства и нематериальные активы по их первоначальной стоимости. Такое правило создает дополнительное ограничение для автономных учреждений: ведь первоначальная стоимость имущества выше остаточной. И автономные учреждения, вполне возможно, не смогут применять "упрощенку", обладая имуществом даже меньшей стоимости, чем коммерческие организации.
Ю.В. Власов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.