Организация произвела ремонт вычислительной техники и предоставила следующие документы: счет-фактуру и заказ-наряд. В заказе-наряде присутствует следующая запись: "данный документ является актом выполненных работ...". Является ли данный документ первичным учетным документом, принимающимся к бухгалтерскому учету?
Требование обязательного оформления первичных бухгалтерских документов для отражения операций в бухгалтерском учете закреплено Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон), а также, другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета, к примеру, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ N 34н, ПБУ 9/99.
Согласно статье 9 Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты (пункт 2 статьи 9 Закона):
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
На настоящий момент унифицированная форма акта утверждена только для ремонтно-строительных работ (форма КС-2). Все остальные акты организации имеют право разработать самостоятельно в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 9 Закона. Соответственно, название документа как таковое принципиального значения не имеет, главное, чтобы он содержал все необходимые реквизиты и чтобы в нем подробно было раскрыто содержание выполненных работ.
Таким образом, выполнение работ по ремонту оборудования, не являющихся ремонтно-строительными работами, может быть оформлено актом, составленным в произвольной форме, например, как в Вашем случае, заказом-нарядом. При этом содержание такого акта (заказа-наряда) должно раскрывать расчет стоимости выполненных работ в соответствии с условиями договора, а если ремонт выполнялся с использованием материалов (в том числе запасных частей) заказчика, то они должны быть перечислены в акте (заказе-наряде) как использованные при проведении ремонта с указанием их наименований, количества и стоимости.
Дополнительно обращаем Ваше внимание на то, что после получения основных средств из ремонта оформляется акт по форме N ОС-3. При приемке основного средства, ремонт которого произвела сторонняя фирма, на приемке должен присутствовать ее представитель. Тогда акт заполняется в двух экземплярах, один из которых следует передать ремонтной фирме. В любом случае принимает основные средства специальная комиссия, которая должна подтвердить, что отремонтированный объект прошел испытания и может нормально работать.
Вывод:
Если выданный Вам исполнителем заказ-наряд содержит все реквизиты, поименованные в пункте 2 статьи 9 Закона, то для вас он является первичным документом, согласно которому Вы отразите приобретенные ремонтные работы в бухгалтерском и налоговом учете.
В. Сергеева,
эксперт службы
Правового консалтинга Гарант,
профессиональный бухгалтер
1 августа 2008 г.
"Консультант бухгалтера", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru