Комментарий к приказам Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 14.08.2008 N 424н "Об утверждении Рекомендаций по
заключению трудового договора с работником федерального бюджетного
учреждения и его примерной форме" и от 14.08.2008 N 425н
"Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными
органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального
бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных
федеральных бюджетных учреждений" и постановлению Правительства РФ
от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников
федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов,
а также гражданского персонала воинских частей, учреждений
и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых
законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда
которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной
сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений"
Мы предлагаем вниманию читателей комментарий сразу трех нормативных документов, регулирующих новую систему оплаты труда: Постановления Правительства РФ N 583, приказов Минздравсоцразвития РФ N 424н, 425н, поскольку приказы Минздравсоцразвития изданы во исполнение правительственного постановления. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 583 на Минздравсоцразвития возложены обязанности по разработке положений по внедрению новых систем оплаты труда. В результате данным государственным органом утверждены рекомендации по разработке федеральными государственными органами примерных положений об оплате труда работников учреждений (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 425н) и рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 424н).
Как известно, Правительство РФ в 2007 году приняло решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда (далее - ЕТС) и о переходе на новые условия оплаты труда. Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на 18 разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, - низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, ЕТС не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату. В результате для осуществления задуманных преобразований было издано Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление Правительства РФ N 605). Согласно указанному постановлению оплата труда работника будет зависеть от качества и объема выполняемой им работы. В целом, данный нормативный документ можно определить как руководство к действию. Вышеуказанное постановление устанавливало сроки ввода новой системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых сегодня осуществляется на основе ЕТС, - с 01.09.2007 по 31.12.2008. В этот период предполагалось принятие нормативных актов, дополняющих Постановление Правительства РФ N 605. В частности, были приняты документы, регулирующие введение симулирующих (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 818) и компенсационных выплат (Приказ Минздравсоцразвития РФ N 822). Помимо этого, Минздравсоцразвития разработало перечни квалификационных групп должностей, а также критерии отнесения к ним профессий рабочих и служащих. При этом указанная разработка производилась с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по согласованию с профсоюзным органом федерального бюджетного учреждения. Кроме вышеуказанных документов, Минздравсоцразвития разработало целый перечень иных нормативных актов по введению в учреждениях новых систем оплаты труда. Таким образом, можно сказать, что Постановление Правительства РФ N 605 было выполнено в полном объеме, то есть большая часть запланированных в нем нормативных документов была разработана и издана (Перечень приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, регламентирующих порядок введения новых систем оплаты труда приведены в приложении к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 425н). При этом данный государственный орган разработал общие положения по внедрению новых систем оплаты труда федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные государственные органы и организации, изложенные в Постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление Правительства РФ N 583) (вступает в силу с 01.12.2008).
Рассмотрим Постановление Правительства РФ N 583 поподробнее.
Сначала стоит сказать, что с 01.12.2008 утрачивают силу как Постановление Правительства РФ N 605, так и иные нормативные документы, регулирующие выплату заработной платы в соответствии с ЕТС.
Исходя из названия, Постановление Правительства N 583 распространяется, помимо работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, и на гражданский персонал учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Уточнение связано с тем, что гражданский персонал, оплата труда которого производится на основе ЕТС, кроме воинских частей, трудится и в иных учреждениях, подведомственных силовым ведомствам.
Исходя из содержания Постановления Правительства РФ N 583, указанные учреждения силовых ведомств обязаны в срок до 1 сентября 2008 года разработать и утвердить порядок перехода на новую систему оплаты труда.
Также они должны утвердить штатное расписание гражданского персонала, порядок формирования фонда оплаты труда, определить размеры окладов (ставок) работникам учреждений и их руководителям, размеры и порядок осуществления компенсационных и стимулирующих выплат, использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, на выплаты стимулирующего характера.
Еще одним отличием Постановления Правительства РФ N 583 от Постановления Правительства РФ N 605 являются требования, предъявленные к федеральным государственным органам по согласованию с Минздравсоцразвития: утвердить в установленные сроки перечни основного персонала для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений, а также положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности.
Стоит обратить внимание на п. 10 Постановления Правительства РФ N 583, согласно которому с 1 декабря 2008 года бюджетное финансирование расходов учреждений, воинских частей и иных учреждений, подведомственных силовым ведомствам, в связи с переходом на новые системы оплаты труда увеличится на 30%.
Теперь рассмотрим само Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 583 (далее - Положение об оплате труда). В чем его различие от аналогичного положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 605?
В новой редакции оно распространяется только на работников федеральных бюджетных учреждений. В отношении гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, новая система оплаты труда определяется в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ N 583.
Уточнен порядок выплат компенсационного характера, а именно: указанные выплаты могут осуществляться как в процентном отношении к окладам или ставкам работников по соответствующим квалификационным группам, так и в абсолютном размере.
Еще одно изменение затронуло размер должностного оклада руководителя учреждения, определяемого по отношению к среднему заработку работников.
Если ранее он не мог быть выше размеров средней заработной платы более чем в 3 раза, то согласно Постановлению Правительства РФ N 583 теперь размер оклада руководителя может превышать размер среднего заработка работников, но не более чем в 5 раз.
Также в новом Положении об оплате труда указан порядок использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, при оплате труда.
Помимо направления указанных средств на выплаты стимулирующего характера, их можно использовать для выплаты зарплаты внештатным работникам, привлеченным на условиях срочного трудового договора для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг. То есть речь идет о платных услугах. При этом указанные внебюджетные средства на иные выплаты, связанные с оплатой труда, применяться не могут.
Комментируя Приказ Минздравсоцразвития РФ N 424н, отметим, что предусмотренные в нем рекомендации по заключению трудового договора составлены в соответствии с положениями разд. 3 ТК РФ. Поэтому в качестве примера приведем примерный образец договора, оформленного в федеральном государственном учреждении согласно требованиям трудового законодательства и Приказа Минздравсоцразвития РФ N 424н, при этом стоит отметить, что приведенные в договоре размеры выплат являются приблизительными, так как на момент выхода журнала проект примерного положения по оплате труда в федеральных образовательных учреждениях находился на стадии утверждения.
Трудовой договор N 1
_______________________ "12" января 2009 г.
(город, населенный пункт)
Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ в лице руководителя _______, действующего на основании Устава об образовательной деятельности от 01.01.2005, именуемый в дальнейшем "Работодатель", с одной стороны, и Сергеев Николай Евгеньевич, именуемый(-ая) в дальнейшем "Работник", с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:
1. Общие положения
1.1. По настоящему трудовому договору Работодатель предоставляет Работнику работу по должности водителя автомобиля 4 квалификационного разряда, а Работник обязуется лично выполнять указанную работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора.
1.2. Работник принимается на работу: ____________________________________________________________. (полное наименование филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения Работодателя, если Работник принимается на работу в конкретные филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение Работодателя с указанием его местонахождения)
1.3. Работник осуществляет работу в структурном подразделении Работодателя _________.
1.4. Работа у Работодателя является для Работника основной.
1.5. Настоящий трудовой договор заключается на неопределенный срок.
1.6. Настоящий трудовой договор вступает в силу с "01" декабря 2009 г.
1.7. Дата начала работы "02" декабря 2009 г.
1.8. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью 3 месяца с целью проверки соответствия Работника поручаемой работе.
2. Права и обязанности Работника
2.1. Работник имеет право на:
2.1.1. Предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором.
2.1.2. Обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
2.1.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
2.2. Работник обязан:
2.2.1. Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, выполнять установленные нормы труда.
2.2.2. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у Работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, иные локальные нормативные акты Работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, с которыми Работник был ознакомлен под роспись.
2.2.3. Соблюдать трудовую дисциплину.
2.3.4. Бережно относиться к имуществу Работодателя, в том числе находящемуся у Работодателя имуществу третьих лиц, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников.
2.3.5. Незамедлительно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя, в том числе находящемуся у Работодателя имуществу третьих лиц, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников.
3. Права и обязанности Работодателя
3.1. Работодатель имеет право:
3.1.1. Требовать от Работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору.
3.1.2. Принимать локальные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
3.1.3. Привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
3.1.4. Поощрять Работника за добросовестный эффективный труд. Работодатель имеет иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.
3.2. Работодатель обязан:
3.2.1. Предоставить Работнику работу, обусловленную настоящим трудовым договором.
3.2.2. Обеспечить безопасность и условия труда Работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
3.2.3. Обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей.
3.2.4. Выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки.
3.2.5. Осуществлять обработку и обеспечивать защиту персональных данных Работника в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2.6. Знакомить Работника под роспись с принимаемыми локальными и нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью.
4. Оплата труда и социальные гарантии
4.1. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, Работнику устанавливается заработная плата в размере:
4.1.1. должностной оклад (оклад), ставка заработной платы в размере 1 394,38 руб. в месяц;
4.1.2. компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат): районный коэффициент к установленной ставке за работу в районах Крайнего Севера равный 1,4, выплата которого производится в порядке, установленном Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке", Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях";
4.1.3. стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат): надбавка за качество выполняемой работы в размере до 50% от установленной ставки, надбавка за высокие результаты работы в размере до 80% от установленной ставки, премии по итогам работы за квартал в размере до 150% от установленной ставки, выплата которых производится в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях".
4.2. Премии и иные выплаты устанавливаются Работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя.
4.3. Выплата заработной платы Работнику производится в сроки и порядке, которые установлены коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами Работодателя.
4.4. На Работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Работодателя.
5. Рабочее время и время отдыха
5.1. Работнику устанавливается следующая продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку): нормальная - 40 часов в неделю.
5.2. Режим работы (рабочие дни и выходные дни, время начала и окончания работы) определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у Работодателя, либо настоящим трудовым договором.
5.3. Работнику устанавливаются следующие особенности режима работы: продолжительность ежедневной работы 8 часов при пятидневной рабочей неделе.
5.4. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
5.5. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью _____ в связи ______________________________.
5.6. Ежегодный оплачиваемый отпуск (основной, дополнительный) предоставляется в соответствии с графиком отпусков.
6. Социальное страхование
6.1. Работник подлежит обязательному социальному страхованию в связи с трудовой деятельностью. Виды и условия обязательного социального страхования работника в связи с трудовой деятельностью осуществляются Работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Работник имеет право на дополнительное _______________ (вид страхования) страхование на условиях и в порядке, установленных _____________________.
7. Ответственность сторон трудового договора
7.1. Работодатель и Работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств, установленных настоящим трудовым договором, локальными нормативными актами Работодателя, законодательством Российской Федерации.
7.2. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение Работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, к Работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.3. Работник и работодатель могут быть привлечены к материальной и иным видам юридической ответственности в случаях и в порядке, предусмотренных трудовым законодательством и иными федеральными законами.
8. Изменение и прекращение трудового договора
8.1. Каждая из сторон настоящего трудового договора вправе ставить перед другой стороной вопрос о его дополнении или ином изменении трудового договора, которые по соглашению сторон оформляются дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью трудового договора.
8.2. Изменения и дополнения могут быть внесены в настоящий трудовой договор по соглашению сторон также в следующих случаях:
а) при изменении законодательства Российской Федерации в части, затрагивающей права, обязанности и интересы сторон, а также при изменении локальных нормативных актов Работодателя;
б) в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
8.3. При изменении Работодателем условий настоящего трудового договора (за исключением трудовой функции) по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, Работодатель обязан уведомить об этом Работника в письменной форме не позднее чем за два месяца до их изменения (статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации). О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации Работодатель обязан предупредить Работника персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
8.4. Настоящий трудовой договор прекращается только по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При расторжении трудового договора Работнику предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации, а также другими нормами Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.
9. Заключительные положения
9.1. Трудовые споры и разногласия сторон по вопросам соблюдения условий настоящего трудового договора разрешаются по соглашению сторон, а в случае не достижения соглашения рассматриваются комиссией по трудовым спорами (или) судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9.2. В части, не предусмотренной настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
9.3. Настоящий трудовой договор заключен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится Работодателем в личном деле Работника, второй - у Работника.
Работодатель | Работник |
Управление федеральной налоговой службы по субъекту РФ Юридический адрес: г.______, ул. Ленина, д. 26 ИНН N 9999999 от 12.04.1992 |
Сергеев Николай Евгеньевич Адрес места жительства: г. Мурманск, ул. Профсоюзная, д. 15, кв. 35 Паспорт серия 1111 N 111111 кем выдан Советским РОВД дата выдачи 15 сентября 1998 г. |
__________ ________ _____ ______________
должность подпись ФИО подпись
М. П.
Работник получил один экземпляр
настоящего трудового договора
_____________________________
(дата и подпись Работника)
Комментируя Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (далее - Рекомендации), выделим основные направления, которыми должны руководствоваться федеральные учреждениям при разработке положений о новой системе оплаты труда:
1. В обязательном порядке примерное положение должно содержать следующие главы:
- Общие положения;
- Порядок и условия труда;
- Условия оплаты труда руководителей учреждения, его заместителей, главного бухгалтера;
- Другие вопросы оплаты труда.
2. В главе "Порядок и условия труда" должна содержаться информация о порядке применения и размерах минимальных окладов работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам, повышающих коэффициентов к минимальным окладам, видах компенсационных и стимулирующих выплат, установленных в каждом конкретном федеральном бюджетном учреждении.
В качестве примера можно привести следующие производимые в медицинском учреждении выплаты:
1) к компенсационным выплатам относятся:
- повышение окладов за работу с вредными и опасными условиями труда;
- доплата за совмещение профессий;
- доплата за работу в ночное время;
- доплата за выполнение работы временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы и др.
2) к выплатам стимулирующего характера относятся:
- премии и вознаграждения;
- надбавки за стаж непрерывной работы;
- надбавки за сложность и напряженность труда;
- надбавки за присвоение ученой степени;
- надбавки за звания "Заслуженный врач" и "Народный врач" и др.
3. В главе "Условия оплаты труда руководителей учреждения, его заместителей, главного бухгалтера" говорится о размерах должностных окладов и порядке их индексации, размерах и условиях выплаты компенсационных и стимулирующих выплат указанным лицам.
4. В случае осуществления отдельным работникам выплат, связанных со спецификой деятельности федерального бюджетного учреждения, порядок и условия их осуществления целесообразно закрепить в главе "Другие вопросы оплаты труда".
В целях разработки положений об оплате труда в учреждениях рекомендуется сформировать три рабочие группы из числа работников организации - главного распорядителя, учреждения, а также независимых экспертов. На указанных лиц будут возложены задачи по анализу штатной численности руководителей, а также работников в разрезе профессиональных квалификационных групп и уровней, численности работников, получающих компенсационные, стимулирующие, а также иные выплаты, и размеров этих выплат, по подготовке предложений по осуществлению выплат компенсационного и стимулирующего характера, разработке критериев оценки эффективности работы различных категорий работников и иным действиям, предусмотренным п. 11, 12, 13 Рекомендаций.
А. Беляев,
редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"