Инвестиции в кадровый потенциал науки
Перспективы развития России в XXI веке в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора экономики - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции. Поэтому проблема привлечения инвестиций в отечественную науку представляется на сегодняшний день одной из ключевых задач для государства и общества, особенно в условиях глобализации мировой экономики и международной экономической интеграции, а также конкуренции на мировом рынке, особенно в контексте проблем вступления Российской Федерации в ВТО.
Одним из необходимых условий развития национальной экономики является научно-технический прогресс, в основе которого лежат инвестиционно-инновационные процессы, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство на основе освоения достижений науки и техники. Изучая вопросы, касающиеся инвестиций в науку, следует учитывать, что понимаемый нами термин "наука" - это прежде всего люди, специалисты и профессионалы, обеспечивающие устойчивое развитие страны. Таким образом, кадровый потенциал следует рассматривать как один из главных составляющих факторов освоения инвестиций и инноваций в современной России.
В экономической практике источники финансирования принято классифицировать на первичные источники денежных средств на выполнение научных исследований и разработок и осуществление инновационной деятельности. Источники финансирования науки и инноваций определяются по критерию прямой передачи средств, изначально предназначенных и фактически использованных на эти цели, применительно к текущим и капитальным затратам.
В составе источников финансирования выделяют:
собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные исследования и разработки или осуществляющих инновации (из прибыли либо за счет себестоимости выпускаемой продукции, работ, услуг);
средства бюджета, в том числе федерального, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, получаемые организацией (предприятием) непосредственно или по договорам с заказчиком;
средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонда конверсии и другие), иностранные источники средств, получаемых организацией (предприятием), юридическими и физическими лицами, находящихся вне политических границ государства, а также от международных организаций. Заемные средства (банковские, коммерческие кредиты и другие), предоставляемые на возвратной основе, в качестве первичных источников финансирования не рассматриваются.
Инвестиции в науку и предприятия, разрабатывающие и внедряющие перспективные технологии, в развитых странах уже давно превратились в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Главные проблемы недостаточного уровня инвестиций в российскую науку - низкая инновационная активность экономики страны, отсутствие необходимых элементов инновационной инфраструктуры, как следствие - неэффективность механизмов трансфера знаний и технологий, низкая капитализация интеллектуального потенциала, ведущая к недостаточной инвестиционной привлекательности научных организаций.
Проблема инвестирования в отечественную науку является предметом широких дискуссий в научной среде и при этом одной из первоочередных задач для Правительства РФ. Так, Председатель Госдумы, он же председатель Высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов на заседании совета по науке, технологиям и образованию, озвучил новую партийную инициативу в сфере науки - проект "Фабрика мысли". По его словам: "Этот проект направлен на поддержку ряда перспективных инновационных направлений, таких, как нанотехнологии, водородная энергетика, биохимия". Он также подчеркнул, что объединение усилий и возможностей российского образования, науки, скорейшее решение проблем, связанных с привлечением бизнеса, является важнейшим фактором инновационного развития.
Следует отметить, что в последнее время на государственном уровне предприняты значительные усилия для переориентации российской экономики на инновационный путь. Так, был разработан и принят Федеральный закон от 22.07.2006 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (ред. от 30.10.2007). Существенным, на наш взгляд, моментом в реализации государственных стратегических задач по привлечению инвестиций в науку стало появление в бюджете Инвестиционного фонда.
Государственное регулирование инновационных процессов в производстве региона, выступающее формой реализации инновационной политики, представляет собой совокупность экономических форм и методов воздействия органов регионального управления на определенные виды деятельности, реализацию конкретных программ и проектов, заказов и контрактов инновационного характера с целью развития конкурентоспособных производств и технологий. Стержнем регулирования инноваций в производстве региона и его исходными составляющими выступают приоритеты развития территории, региональная инновационная политика, нововведенческие программы, проекты, мероприятия.
Следует учитывать, что цели и задачи регулирования инновационных процессов могут изменяться в зависимости от уточнения приоритетов развития территории, а также особенностей хозяйственной среды. В связи с чем, по нашему мнению, под инновационной политикой региона следует понимать систему мероприятий юридического, экономического, организационного и политического характера, направленных на развитие производственного потенциала и повышение качества жизни населения, через соответствующие нововведения, особенно в научно-технической сфере.
Инновационная деятельность - это непрерывный цикл создания рыночного продукта. От научной идеи через конструкторскую разработку, патентование к производству - таков этот цикл. Инновационный путь экономики - это прежде всего появление собственных высоких технологий, ориентированных в будущее, это цепочка "наука - производство", о необходимости скорейшего восстановлении которой говорил В.В. Путин, это льготное налогообложение и кредиты для научных разработок. Проблема развития инноваций назрела давно. Связано это, прежде всего с тем, что на чужих разработках далеко не уедешь - это дорого и неэффективно.
Стратегической задачей на сегодняшний день является решение вопроса о том, как привлечь инвестиции бизнеса в науку? Мы полностью разделяем обеспокоенность Председателя Правительства РФ В.В. Путина о том, что частные инвестиции не идут в науку. Решение указанной проблемы, на наш взгляд, можно частично достичь путем налогового регулирования и государственного финансового менеджмента. В настоящее время, принципиально важное значение имеет снижение налогового бремени на инвестиции в науку.
В настоящее время вопросы привлечения инвестиций в научную сферу рассматривается на всех уровнях государственного управления и власти в Российской Федерации, что прежде всего обусловлено приоритетами национально-государственного развития нашей страны. "Нам нужны конкретные шаги, направленные на повышение эффективности инновационной политики" - такую задачу поставил Сергей Иванов, ныне зам. председателя Правительства РФ, на совещании в Научном парке МГУ по вопросам деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Смысл существования фонда - это развитие инновационных технологий, которые могли бы вывести отечественную экономику из экспортно-сырьевой зоны. Для примера скажем, что в США доля грантового финансирования науки составляет более четверти всех выделяемых средств, а в Европе этот показатель планируется довести до 20%. В России же, как всегда, все куда скромнее - грантовских денег в нашей науке 8%. "Этого явно недостаточно", - считает С. Иванов. Далее С. Иванов утверждает, что "...для устойчивого инновационного развития отечественной экономики необходимо иметь систему гибких финансовых механизмов, которые обеспечивали бы ресурсную подпитку наиболее квалифицированных исследовательских коллективов и "продвинутых" фирм, а также позволяли существенно сократить путь от рождения научной идеи до ее практического воплощения в производстве". Что, по нашему мнению, является принципиально важным в настоящее время для экономики страны, которая за последние годы стала в значительной мере зависеть от экспорта сырьевых ресурсов.
На наш взгляд, основой совершенствования системы должно стать конкурсное финансирование инновационных проектов через сеть специализированных фондов. И определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.08.2006 N 476 создан Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий.
Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в России в настоящий момент должно стать одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.
Для решения поставленных задач по созданию благоприятных условий, на наш взгляд, необходимо принять следующие меры для привлечения инвестиций в науку.
К ним мы относим следующие:
снизить социальный налог для инновационных предприятий;
внести в расходную часть научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включая и те, что выполнены за пять лет до этого;
использовать налоговые льготы по налогу на прибыль (от 30-50%), если она вкладывается в развитие производства;
усовершенствовать систему банковского кредитования предприятий наукоемких производств;
предоставить государственные субсидии и гранты для научных организаций, лабораторий, учебных заведений и предприятий, занимающихся перспективными научными разработками;
освободить от налогообложения вложенные частным бизнесом деньги в образование и науку.
Нужно отметить, что в целях реализации поставленной в Послании Президента Федеральному Собранию на 2005 год задачи о создании условий для активного привлечения внебюджетных источников для поддержки науки, образования, культуры принят Федеральный закон от 23.03.2007 N 38-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно настоящему Закону с 1 января 2008 г. от уплаты налога на доходы физических лиц освобождены суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации российскими организациями.
Перечень таких организаций будет утвержден Правительством РФ. Ранее предоставление безвозмездной помощи на указанные цели российскими организациями не предусматривалось, и от налога на доходы физических лиц освобождались суммы, полученные в виде грантов только от международных или иностранных организаций. Однако, как нам представляется, все же более целесообразным было бы на законодательном уровне определить круг приоритетных направлений для развития науки и отраслей, с указанием конкретных организаций, чем ожидать решения чиновников.
Говоря о финансировании отечественной науки, нельзя не коснуться проблемы венчурного финансирования. Термин "венчурный" происходит от английского venture - "рискованное предприятие или начинание". Как известно, венчурное инвестирование в развитых странах представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности.
Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами. Инвестиции при этом направляются либо в акционерный капитал закрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита, как правило, среднесрочного по западным меркам, на срок от 3 до 7 лет.
Российская венчурная индустрия, к сожалению, не имеет такой развитой инфраструктуры, как американская или европейская, и включает только Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ), членами которой являются региональные фонды венчурного капитала Европейского банка реконструкции и развития и ряд американских венчурных фондов. По информации Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), доля российских венчурных фондов в общем объеме венчурных инвестиций в России на конец 2005 года составила примерно 2%. В настоящее время еще слишком рано говорить о существовании национального сектора российского венчурного бизнеса, основой которого являлся бы отечественный капитал. Хотя в последние годы интерес к этому механизму финансирования малого и среднего бизнеса (в особенности высокотехнологичного) существенно возрос.
Таким образом, еще одной задачей в реализации стратегии инвестирования в науку является обеспечение условий для привлечения в российскую венчурную индустрию капиталов и, соответственно, создание полноценной венчурной инфраструктуры, которая могла бы дать дальнейший импульс в развитии российского малого и среднего бизнеса, который, уже в свою очередь, дал бы толчок к дальнейшему развитию российской экономики в целом.
Другим существенным аспектом в решении проблем инвестировании в "науку" должно стать повышенное внимание к такому важному фактору, обеспечивающему устойчивость инвестиционной деятельности, как подготовка и совершенствование кадровых ресурсов для субъектов экономических, научно-производственных систем, государственных региональных органов власти и управления, непосредственным образом осваивающих инвестиционные ресурсы национальной экономики, в том числе и сфере высоких технологий и инновационной деятельности.
Когда мы говорим об инвестиционной деятельности, то подразумеваем при этом любые формы вложения капитала, а в рамках теории "человеческого капитала" можно сделать вывод о том, что человеческие ресурсы служат основной, без которого невозможно никакое экономические и социальное развитие общества. Поэтому нами признается, что подготовка и эффективное использование кадров является тем ресурсом страны, которое позволяет обеспечить модернизационный характер социально-экономических процессов.
Также следует отметить, что в условиях интеграции Российской Федерации в мировое экономическое хозяйство существенно возрастает роль менеджеров по персоналу, отвечающих за кадровое обеспечение бизнес-процессов и рост стоимости такого нематериального актива, как человеческий потенциал, что особенно важно с точки зрения привлечения инвестиций на всех уровнях.
На сегодняшний день перед Российской Федерацией стоит задача поддержания процессов, обеспечивающих условия для внедрения и освоения новых передовых технологий в отечественную промышленность, сельское хозяйство и оборонную промышленность. Данные задачи предстоит решать руководителям "нового времени" - управленцам и менеджерам, действующим и мыслящим категориями рыночной экономики, в связи с чем видится повышенная роль служб и подразделений управления персоналом на различных уровнях: от предприятий и организаций - до администраций регионов и отдельных органов местного самоуправления.
Подводя итог, еще раз отметим важность и практическую значимость затронутой проблемы. Так, сложившаяся ситуация недостатка инвестиций в науку чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием от ведущих мировых держав при переходе к постиндустриальному укладу экономики. Только в разработку технологий необходимо вкладывать не менее 5% ВВП в течение 5 лет, то есть в 3,5 раза, чем в нынешний момент. Модернизация экономики на базе отечественных технологий требует значительного роста инвестиции в науку, в том числе в обучение, подготовку и переподготовку специализированных кадров.
Скорейшее решение вопросов, связанных с финансированием отечественной науки, будет способствовать устойчивому экономическому росту и позволит обеспечить благоприятные условия как для отдельных отраслей и предприятий, так и для всей национальной экономики в целом, в условиях международной интеграции и конкуренции на мировом рынке. При этом прогресс общества во многом определяется эффективностью профессиональной подготовки и системой управления кадрами для всех отраслей экономики, включая научно-техническую и инновационную сферы.
В. Гранкин,
индивидуальный предприниматель, соискатель
Всероссийской государственной налоговой академии
Министерства финансов РФ
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107