Обратная связь
На вопросы читателей по налоговому законодательству отвечает советник Аналитического управления ФАС России, старший научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат юридических наук Н.В. Герасименко
"Правомерно ли обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности услуг по временному размещению и проживанию в гостинице, оплаченных юридическим лицом?"
В пункте 2 ст. 346.26 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй НК РФ указано, что данная система может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении некоторых видов предпринимательской деятельности. В том числе, это касается деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров. Как следует из письма Министерства финансов РФ от 18 февраля 2008 г. N 03-11-04/3/74, применение специального налогового режима в подобном случае не ставится в зависимость от того, кто оплачивает данные услуги. Поэтому соответствующая предпринимательская деятельность организации подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
"Должен ли собственник гостиницы платить единый налог на вмененный доход, в том случае, если он сдает в аренду номера юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю?"
Согласно пункту 2 ст. 671 части второй Гражданского кодекса РФ юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Следовательно, потребителем гостиничных услуг может быть только физическое лицо. При сдаче владельцем гостиницы юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю номеров в гостинице в аренду, собственник данного помещения будет уплачивать единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Это связано с тем, что в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ данное лицо непосредственно оказывает услуги по временному проживанию и размещению в гостинице гражданам и иным физическим лицам.
"Подлежит ли обложению транспортным налогом организация - владелец грузового судна, в частности, баржи?"
В соответствии со статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании статьи 358 Кодекса.
В силу статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2007 г.), суда подлежат регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации, в том числе, в судовой книге. При этом в Государственном судовом реестре или судовой книге регистрируется право собственности или иные вещные права, а также ограничения (обременения) таких прав. Таким образом, субъекты вещных прав и являются лицами, о которых идет речь в статье 357 Кодекса.
В подпункте 4 п. 2 ст. 358 НК РФ пассажирские и грузовые, морские, речные, воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление перевозок, не являются объектом обложения транспортным налогом.
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N 15999/07, Налоговый кодекс РФ не содержит понятия "грузовое судно". В части классификации судов типа "баржа" судебные органы руководствуются Правилами классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства и Методическими рекомендациями по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, утвержденными Минтрансом России от 24 марта 2005 г., согласно которым к грузовым относятся любые суда, не являющиеся пассажирскими.
Исходя из вышеуказанных нормативных актов, можно сделать вывод о том, что у организации, занимающейся перевозкой пассажиров в качестве основной деятельности, отсутствует обязанность уплачивать транспортный налог. Это касается судов, не зарегистрированных за данной организацией, а также зарегистрированные за ней судов типа "баржа", являющихся грузовыми.
"Является ли основанием для привлечения к административной ответственности отсутствие у владельца магазина на момент проведения налоговой проверки сертификата соответствия на алкогольную продукцию и надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных?"
В соответствии с пунктом 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22 декабря 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) запрещается розничная продажа алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. К указанным документам относится и товарно-транспортная накладная.
Статья 26 названного Федерального закона содержит запрет, во-первых, на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Закона; во-вторых, на оборот алкогольной продукции без сертификации соответствия.
При этом пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы, в том числе копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
Из постановления ФАС Поволжского округа от 3 июня 2008 г. по делу N А57-440/2008-9 следует, что только один факт ненадлежащего оформления организацией справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции по части 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 16 мая 2008 г.), а также не образует объективной стороны состава данного правонарушения. Это связано с тем, что административная ответственность по названной статье наступает за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции (за исключением перечисленных в части 2 названной статьи). Однако отсутствие сертификата соответствия образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Н.В. Герасименко,
советник Аналитического управления ФАС России,
старший научный сотрудник
Института экономики РАН,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обратная связь
Автор
Н.В. Герасименко - советник Аналитического управления ФАС России, старший научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2008, N 9