Комментарий к письму Минфина РФ
от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44
Налогоплательщиками земельного налога в числе прочих признаются организации, которым принадлежат земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Может сложиться ситуация, когда на таких землях строятся участки государственных автомобильных дорог общего пользования. По общему правилу они не облагаются земельным налогом (п. 2 ст. 395 НК РФ). В комментируемом письме финансисты разъяснили, распространяется ли данное правило на случаи, когда магистраль не действует, а находится в процессе строительства. Рассмотрел Минфин России и ситуацию, когда происходит ремонт или реконструкция уже существующей дороги.
Что такое государственная автодорога
общего пользования?
Для ответа на запрос ФНС России, Министерство финансов РФ, прежде всего, дало определение государственной автомобильной дороге общего пользования. Дорога общего пользования - это магистраль, предназначенная для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
По значению различают следующие виды дорог: федеральные; региональные или межмуниципальные; местные; частные.
При этом для отнесения дорог общего пользования к федеральным, региональным (межмуниципальным) или местным они должны соответствовать требованиям, установленным пунктами 5, 6, 8, 9, 10, 11 статьи 5 Федерального закона.
По виду собственности дороги бывают (п. 1 ст. 6 Федерального закона): федеральные; принадлежащие субъектам Российской Федерации; муниципальные; принадлежащие физическим или юридическим лицам.
Государственной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Поэтому государственные автомобильные дороги общего пользования - это дороги, находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации.
В свою очередь к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации относятся, соответственно, автодороги, включенные в перечень дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения (п.п. 2, 5 ст. 6 Федерального закона). Например, перечень федеральных дорог утвержден постановлением Правительства РСФСР от 24.12.91 N 62. Списки региональных и межмуниципальных трасс утверждают местные власти.
Строительство или ремонт - есть разница!
Исходя из всех этих положений, финансисты заключили, что для признания трассы государственной дорогой общего пользования для целей исчисления земельного налога, необходимо, чтобы она прошла регистрацию в соответствующем перечне. Пока этого не произошло, указанная льгота не действует, и организации придется платить налог с кадастровой стоимости данных земельных участков.
Если же трассу ремонтируют, ситуация заметно упрощается. Ведь ремонт производится уже действующей государственной дороги общего пользования. То есть она официально таковой является. Поэтому в данном случае применяется льгота, освобождающая организации от уплаты земельного налога с подобных земельных участков.
Н.И. Колянова,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 19, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.