Мы планируем арендовать транспортные средства и ледокол. Необходимо ли проводить процедуру торгов согласно Закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), при заключении договора аренды на движимое имущество?
Заключение и оплата учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 2 ст. 161 БК РФ).
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством нашей страны о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (ст. 72 БК РФ).
Аренда имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование в Законе N 94-ФЗ не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем возможность применения норм этого закона к арендным отношениям необходимо рассматривать с позиции выявления общности указанных обязательств с обязательствами, возникающими при возмездном оказании услуг или выполнении работ.
Так, согласно статье 779 ГК по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Предусмотренное гражданским законодательством регулирование отношений, возникающих при аренде имущества, существенно отличается от правил, применяемых в рамках выполнения работ или оказания услуг. Согласно положениям ГК договор аренды относится к группе гражданско-правовых договоров, опосредующих передачу имущества, обособленной от группы договоров возмездного оказания услуг. Предметом же договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им определенной деятельности, предусмотренной договором, и действия заказчика по оплате этих услуг, а предметом договора подряда является выполнение работы и сдача ее результата подрядчика заказчику и принятие работы и ее оплата заказчиком.
Таким образом, договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг и договору подряда, а арендные отношения - к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг и выполнение работ. С учетом положений статьи 1 Закона N 94-ФЗ сказанное означает, что законодательство о размещении заказов (в том числе Закон N 94-ФЗ) распространяется исключительно на отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и не может применяться к отношениям по аренде имущества.
Необходимо отметить, что чиновники в разное время по-разному подходили к вопросу о необходимости применения Закона N 94-ФЗ при заключении учреждениями договоров аренды. Так, Минэкономразвития РФ в письме от 28 июня 2007 г. N Д04-2395 указало, что размещение заказа на аренду объектов недвижимости должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ. Однако высказывалась и противоположная точка зрения, согласующаяся с нашей позицией (письма Минэкономразвития РФ от 2 октября 2007 г. N 14902-АП/Д04, Рособразования РФ от 22 октября 2007 г. N 13342/16-03-09).
И.В. Котыло,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 сентября 2008 г.
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100