ООО "Х" оплачивает годовые пошлины на счет государственного департамента интеллектуальной собственности Украины на поддержание патента на полезную модель.
Прошу Вас указать, возникает ли обязанность у ООО "Х", как налогового агента, по удержанию и перечислению в бюджет РФ налога на добавленную стоимость с указанных выплат?
В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Налоговыми агентами по НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц (п. 2 ст. 161 НК РФ).
В свою очередь п. 1 ст. 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав признается объектом налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ под реализацией понимается:
- реализация товаров - передача на возмездной основе*(1) права собственности на товары;
- реализация работ - передача на возмездной основе*(1) результатов выполненных работ одним лицом для другого лица;
- реализация услуг - возмездное*(1) оказание услуг одним лицом другому лицу.
Таким образом, для того чтобы определиться возникают ли у Общества в рассматриваемой ситуации обязанности налогового агента по НДС необходимо определить:
- приобретает ли Общество у Государственного Департамента интеллектуальной собственности Украины какие-либо товары, результаты выполненных работ или услуги;
- является ли реализация данных товаров (работ, услуг) реализацией на территории РФ.
Только при единовременном выполнении указанных условий у Общества возникнут обязанности налогового агента (п. 1, п. 2 ст. 161 НК РФ).
Касательно выполнения первого из указанных выше условий (наличие операции по передаче товаров (работ, услуг) отмечаем следующее.
В целях налогообложения под услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Как следует из устных разъяснений, Обществом получен Патент на полезную модель, который зарегистрирован в Государственном Департаменте интеллектуальной собственности Украины.
Одним из нормативных документов регулирующих охрану прав на изобретения (полезные модели) на территории Украины является Закон Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели".
Согласно данному Закону патент - охранный документ, удостоверяющий приоритет, авторство и право собственности на изобретение (полезную модель).
В соответствии со ст. 25 Закона выдача патентов осуществляется Учреждением, которым согласно данному Закону является центральный орган исполнительной власти по вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности.
Таким органом исполнительной власти является Государственный Департамент интеллектуальной собственности Украины (Положение о Государственном Департаменте интеллектуальной собственности, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины N 997).
В соответствии со ст. 29 Закона владелец патента должен уплачивать соответствующие сборы за поддержание патента в силе.
Порядок уплаты сборов и их размер установлен Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.12.2004 г. N 1716.
Статьей 36 Закона установлено, что сборы уплачиваются на текущие счета уполномоченных Учреждением учреждений, входящих в государственную систему правовой охраны интеллектуальной собственности и в соответствии с их специализацией выполняют отдельные задачи, определенные Законом.
Поступления сборов имеют целевое назначение и согласно распоряжениям Учреждения используются исключительно для обеспечения развития и функционирования государственной системы охраны интеллектуальной собственности, в частности на выполнение задач, определенных Законом, иными нормативно-правовыми актами в сфере интеллектуальной собственности (ст. 36 Закона).
Учитывая определение услуги для целей налогообложения (п. 5 ст. 38 НК РФ, см. выше) и цели на которые используются сборы за поддержание патента в силе, считаем, что сборы перечисляются не в оплату услуг, оказываемых Департаментом непосредственно Обществу.
Таким образом, поскольку, в рассматриваемом случае отсутствует факт реализации услуг для целей исчисления НДС, то у Общества не возникает обязанностей налогового агента по НДС (п. 1, п. 2 ст. 162 НК РФ).
Вместе с тем, поскольку у Консультантов нет достаточных возможностей в полном объеме проанализировать действующее законодательство Украины, то нельзя исключить и того, что сборы за поддержание патента в силе перечисляются в оплату услуг, оказываемых Департаментом Обществу.
Однако, даже в случае оказания Департаментом услуг (связанных с поддержанием патента в силе) Обществу, Общество не будет являться налоговым агентом, поскольку местом реализации таких услуг не будет являться территория РФ.
Так, по общему правилу местом реализации услуг признается территория РФ, если деятельность оказывающей услуги организации осуществляется на территории РФ в той части деятельности, которая не предусмотрена пп. 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).
При этом местом осуществления деятельности оказывающей услуги организации, не предусмотренные пп. 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, считается территория РФ в случае ее фактического присутствия на данной территории на основании государственной регистрации. А при отсутствии такой регистрации - на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (п. 2 ст. 148 НК).
Обратимся к нормам пп. 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория РФ, если покупатель услуг, перечисленных в данном подпункте, осуществляет деятельность на территории РФ.
К таким услугам, в частности, относятся передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
Таким образом, если приобретаемые Обществом услуги (за которые уплачивается сбор) могут быть квалифицированы, как услуги по передаче, предоставлению патента, то местом реализации услуг будет являться территория РФ, если же приобретаемые Обществом услуги нельзя квалифицировать в качестве таковых, то местом реализации услуг территория РФ являться не будет.
Следует отметить, что НК РФ не разъясняет, что следует подразумевать под передачей или предоставлением патента.
В этой связи на основании п. 1 ст. 11 НК РФ*(2) обратимся сначала к гражданскому законодательству РФ.
В первую очередь следует отметить, что формулировки, используемые в НК РФ "передача, предоставление патентов" с точки зрения ГК РФ являются не совсем корректными, поскольку в ГК РФ используются такие термины, как передача исключительных прав на полезную модель и предоставление прав использования полезной моделью.
В соответствии ГК РФ передача исключительных прав на полезную модель оформляется договором об отчуждении исключительного права на полезную модель (ст. 1365 ГК РФ), а предоставление прав использования - лицензионным договором о предоставлении права использования полезной модели (ст. 1367 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, именно операции по передаче исключительных прав на полезную модель и предоставление прав использования полезной моделью следует понимать под термином - "передача, предоставление патентов", используемом в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
В соответствии с ГК РФ уплата патентных пошлин за совершение юридически значимых действий государственными органами, связанных с патентом на полезную модель, в т.ч. и пошлины, уплачиваемой за поддержание патента, не является платой за передачу исключительных прав на полезную модель или предоставление прав использования полезной моделью.
В данном случае мы проанализировали российское гражданское законодательство, но следует отметить, что аналогичные выводы можно сделать и из Закона Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели".
Так ст. 28 данного Закона установлено, что владелец патента может передавать на основании договора право собственности на изобретение (полезную модель) любому лицу, которое становится его правопреемником (учитывая, что речь в данном случае идет о правопреемнике, то, по нашему мнению, под передачей права собственности следует понимать все-таки передачу (отчуждение) исключительных прав на полезную модель).
Также в соответствии со ст. 28 Закона владелец патента имеет право дать любому лицу разрешение (выдать лицензию) на использование изобретения (полезной модели) на основании лицензионного договора (т.е. речь идет о предоставлении права использования моделью).
В соответствии с Законом Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" уплата сбора за поддержание патента, также как в российском гражданском законодательстве не является платой за передачу исключительных прав на полезную модель или предоставление прав использования полезной моделью.
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом случае Общество не является покупателем услуг по передаче, предоставлению патентов, т.е. не является покупателем, указанным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, то местом реализации услуг, в оплату которых перечисляется сбор Департаменту интеллектуальной собственности Украины (т.е. если предположить, что Департамент все-таки оказывает услуги), в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ и п. 2 ст. 148 НК РФ территория РФ не является.
Вывод:
В рассматриваемой ситуации у Общества не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
15 августа 2008 г.
ООО "Аудит-новые технологии", август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
*(2) В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.