Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 января 2008 г. N 17800/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Киреева Ю.А., Хачикяна A.M.
рассмотрел в судебном заседании заявление ИФНС России по Усть-Лабинскому району Краснодарского края от 07.12.2007 N 04-27/10067 о пересмотре в порядке надзора решения от 19.03.2007, постановления от 15.06.2007 апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3566/2007-33/93 и постановления от 08.11.2007 Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по иску председателя ликвидационной комиссии муниципального учреждения "Муниципалитет Усть-Лабинского района" (далее - учреждение) к ИФНС России по Усть-Лабинскому району (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 02.11.06 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности учреждения и об обязании произвести государственную регистрацию ликвидации.
Суд установил:
учреждение создано решением от 14.07.99 N 53 комитета по управлению государственным и муниципальным имуществом администрации Усть-Лабинского района (далее - комитет) и зарегистрировано постановлением от 16.07.1999 Главы администрации Усть-Лабинского района (далее - администрация).
В связи с прекращением исполнительного производства в отношении учреждения из-за невозможности взыскания по причине отсутствия у него имущества и неприменением гражданского законодательства о субсидиарной ответственности собственника по долгам имущества учреждения к налоговым правоотношениям решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2004 по делу N А32-13147/2004-58/311 инспекции отказано во взыскании с администрации задолженности учреждения по налогам и сборам, пени и штрафа.
По иску инспекции решением названного суда от 30.11.2005 по делу N А32-32350/2005-17/572 учреждение ликвидировано. Обязанность по его ликвидации возложена на комитет.
В соответствии с постановлением администрации от 23.01.2006 N 66 создана ликвидационная комиссия, представившей в инспекцию документы, необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Решением инспекции от 02.11.06 в ликвидации учреждения отказано в связи с непредставлением ликвидационного баланса. Налоговый орган счел ликвидационный баланс не представленным, поскольку в нем была отражена непогашенная задолженность учреждения перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Полагая отказ неправомерным, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Решением от 19.03.07, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 15.06.2007 и от 08.11.2007 соответственно, заявление удовлетворено. Суд признал недействительным решение инспекции об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности учреждения и обязал инспекцию произвести государственную регистрацию ликвидации учреждения, исходя из того, что в случае ликвидации организации - налогоплательщика, недоимка по федеральным налогам и сборам должна быть признана безнадежной к взысканию.
Оспаривая названные судебные акты, заявитель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции обоснованно ссылались на положения статей 61, 114, 120 и 296 ГК РФ и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях).
Согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В отношении закрепленного за ним имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им, то есть осуществляет в отношении указанного имущества право оперативного управления имуществом (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, до введения в действие Закона о предприятиях, то есть, до 03.12.2002, вправе было создать только другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Создать учреждение оно не имело права.
Принимая обжалуемые акты, суд правомерно исходил из того, что налоговым законодательством субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения не предусмотрена.
Следует согласиться с выводом судебных инстанций об отсутствии оснований для отказа в регистрации прекращения деятельности учреждения из-за наличия в ликвидационном балансе сведений о непогашенной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованных судебных актов в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, суд определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела о пересмотре в порядке надзора отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Тимофеев |
Судья |
Ю.А. Киреев |
Судья |
А.М. Хачикян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 января 2008 г. N 17800/07
Текст определения официально опубликован не был