Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2008 г. N 11134/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Делова Д.И., Локтенко Н.И.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации города Хабаровска (680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66) о пересмотре в порядке надзора решения от 31.01.2008 по делу N А73-12498/2007-21 Арбитражного суда Хабаровского края, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2008 по тому же делу, установил:
администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - территориальное управление) от 10.10.2007 N 1533 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Государственным учреждением "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть", в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск". В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Государственное учреждение "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть".
Решением первой инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 31.01.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель - администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, указывает на нарушение ее прав и законных интересов, полагая, что судами не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам применения положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, изложенная в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, и неправильно применены нормы законодательства, определяющие порядок передачи объектов жилищного фонда при разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также не исследованы фактические обстоятельства дела, касающиеся соблюдения порядка оформления передачи, и вопросов, связанных с землепользованием участками, на которых расположены спорные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, установленных статьей 304 Кодекса.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив судебные акты и приведенные заявителем доводы, пришла к заключению о том, что не имеется оснований, установленных статьей 304 Кодекса, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судебными инстанциями, согласно оспариваемому распоряжению территориального управления из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" передаются жилые дома с принадлежащими инженерными коммуникациями, находящиеся по указанным в распоряжении адресам, ранее закрепленные на праве оперативного управления за названным государственным учреждением.
Исследовав фактические обстоятельства дела с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о необходимости учета волеизъявления сторон при осуществлении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, суды пришли к выводу о том, что спорные объекты, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, относятся к объектам жилищного фонда, которые упомянуты в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Судом первой инстанции установлено, что к моменту принятия оспариваемого распоряжения было получено согласие уполномоченного представителя собственника федерального имущества на передачу спорных объектов в муниципальную собственность, оформлены и переданы принимающей стороне документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Доводам администрации о том, что оспариваемый ненормативный акт не содержит сведений о земельном участке, на котором расположены жилые дома, судебными инстанциями дана правовая оценка, исходя из того, что обязанность принятия в муниципальную собственность объектов жилищного фонда законодательством возложена на администрацию, а вопрос о земельных участках, занятых спорными объектами, подлежит рассмотрению согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации, так как данный вопрос не относится к компетенции территориального управления.
Иные доводы заявителя, связанные с фактическими обстоятельствами передачи спорных объектов, были исследованы судебными инстанциями, которые пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным.
Анализ доводов заявителя показал, что не имеется оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А73-12498/2007-21 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судья |
Д.И. Дедов |
Судья |
Н.И. Локтенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2008 г. N 11134/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-12498/2007-21
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
Третье лицо: Хабаровская КЭЧ