Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 2008 г. N 11397/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление муниципального унитарного объединенного предприятия "Рефтинское" городского округа Рефтинский о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2008 по делу N А60-1230/2008-С9 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2008 по тому же делу по заявлению муниципального унитарного объединенного предприятия "Рефтинское" городского округа Рефтинский о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК) от 26.10.2007 N 135-ПК "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2008 год" в части утверждения предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для городского округа Рефтинский на 2008 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного дела следует читать как "N А50-1230/2008-С9"
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дума городского округа Рефтинский.
Суд установил:
решением от 13.03.2008, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, в удовлетворении требования отказано.
Суды указали, что оспариваемое постановление принято РЭК в пределах ее полномочий и в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон).
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов муниципальное унитарное объединенное предприятие "Рефтинское" городского округа Рефтинский (далее - предприятие) просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального права.
Указанный довод заявителя суд надзорной инстанции полагает неосновательным в связи со следующим.
Судами установлено, что постановлением РЭК от 26.10.2007 N 135-ПК утвержден предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод для городского округа Рефтинский в размере 111,3 процента.
Ссылаясь на то, что предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для городского округа Рефтинский на 2008 год установлены РЭК без учета производственной программы предприятия на 2007-2008 года, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - это определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Исходя из пункта 20 статьи 2 Закона предельные индексы устанавливаются в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям.
В силу пункта 7 части 2 статьи 5 Закона органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 9 Закона регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 2, 3, 7 статьи 9 Закона).
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по смыслу Закона, представляют собой ценовые ставки, согласно которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги, в то время как предельные индексы являются показателями предельного роста ценовых ставок и устанавливаются в силу статьи 2 Закона на основании инвестиционной программы, определяемой органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса.
Таким образом, руководствуясь названными нормами Закона, суды пришли к выводу о том, что производственная программа предприятия является основой установления органом местного самоуправления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для предприятия. Тогда как предельный индекс роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для муниципального образования городской округ Рефтинский на 2008 год устанавливается РЭК с учетом утвержденной представительным органом местного самоуправления инвестиционной программы предприятия.
Довод предприятия о том, что согласно итогам экспертизы РЭК расчетных материалов, предоставленных предприятием для утверждения предельных индексов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые предприятием, экономически обоснованные тарифы на полный комплекс услуги водоснабжения составляют 5,73 руб./куб.м., на полный комплекс услуги водоотведения - 5,78 руб./куб.м., тогда как согласно независимому экспертному заключению закрытого акционерного общества "Комэнергоресурс", экономически обоснованные тарифы на 2008 год (без учета налога на добавленную стоимость) на полный комплекс услуги водоснабжения составили 12,52 руб./куб.м., а на полный комплекс услуги водоотведения - 11,79 руб./куб.м., не принимается.
Суды учли, что производственная программа отдельного предприятия не может быть положена в основу утверждения предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов, поскольку предельные индексы устанавливаются в среднем по всему муниципальному образованию, а не по группам потребителей. В противном случае установление предельного индекса в соответствии с производственной программой конкретного предприятия и соответственно увеличение тарифов на оказываемые им услуги в размере, превышающем предельный индекс, повлечет необходимость уменьшения этого индекса для других поставщиков названных услуг в муниципальном образовании, чем будут нарушены их права и законные интересы.
Нарушений или неправильного применения норм материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом надзорной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А60-1230/2008-С9 Арбитражного суда Свердловской области для пересмотра в порядке надзора решения от 13.03.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 2008 г. N 11397/08
Текст определения официально опубликован не был