Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N 4538/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. Фурье, д. 1, г. Иркутск, 664003) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2007 по делу N А19-24528/06-16-23 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.06.2008 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Надежда" к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 4 029 004 рублей 32 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с 01.08.2004 по 22.12.2004 гражданам льгот на оплату проезда в автомобильном транспорте городского, пригородного и междугородных маршрутов во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области (переименованного впоследствии в Департамент финансов Иркутской области), Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Отдел социальной защиты населения Киренского района.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 14.11.2007, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано 4 029 004 рубля 32 копейки расходов.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Нарушений норм материального права не установлено. Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Судом установлено, что выделенные в 2004 году из федерального бюджета денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению ветеранам бесплатного проезда в автомобильном транспорте во исполнение Федерального закона "О ветеранах" не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. Согласно позиции, выраженной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, при недостаточности выделенных на указанные цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
По мнению заявителя, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, а также Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденная постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, не являются нормативно-правовыми актами и не могут применяться к спорным отношениям.
Между тем названное постановление обеспечивает единообразный подход к разрешению споров, связанных с применением Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности, по искам, предъявленным согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. По настоящему делу истцом заявлены требования о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда в автомобильном транспорте ветеранам. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Поскольку в 2004 году отсутствовал порядок возмещения транспортным организациям расходов, понесенных в связи с неисполнением Федерального закона "О ветеранах", истец правомерно определил расходы на основании методики, существовавшей на тот период (что соответствует позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 12479/07, N 16069/07, от 23.04.2007 N 1476/07). Все используемые истцом в этом расчете показатели (численность льготников количество поездок одного ветерана в месяц, тариф на проезд) подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиком не оспорены.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-24528/06-16-23 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.06.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N 4538/08
Текст определения официально опубликован не был