Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 сентября 2008 г. N КГ-А40/7914-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2008 г.
Гражданин У. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИФНС РФ N 46 по г. Москве от 13.06.2007 г. об отказе в государственной регистрации ООО "Профит Фарм".
Решением от 27.09.2007 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 г., решение суда первой инстанции от 27.09.2007 г. отменено, признано недействительным решение МИФНС России N 46 по г. Москве от 13 июня 2007 г.об отказе в государственной регистрации ООО "Профит Фарм".
Не согласившись с принятым судебным актом МИФНС РФ N 46 по г. Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
При этом заявитель ссылается на то, что постановление суда апелляционной инстанции вынесено с нарушением норм материального права, а также указывает на то, что отказ в государственной регистрации ООО "Профит Фарм" вынесен налоговым органом в соответствии с нормами действующего законодательства.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителей лиц участвующих в деле, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом апелляционной инстанции установлено и усматривается из материалов дела, ООО "Профит-Фарм" создается в результате реорганизации в форме слияния ООО "ФЕК" (зарегистрировано Регистрационной палатой г. Тюмени 23 ноября 2000 г. N 2565, ИМНС по г. Тюмени N 3 3 декабря 2002 г. ОГРН 1027200835881, ИНН 7203110805, КПП 720301001, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Олимпийская, д. 39), ООО "МЕГА ХОЛДИНГ" (зарегистрировано Межрайонной ИМНС N 46 по г. Москве 7 июня 2004 г., ОГРН 1047796403258, ИНН 7701541360, КПП 770101001, адрес: 107066, Россия, г. Москва, ул. Александра Лукьянова, д. 4, комн. 108 Н), ООО "СпецРегионСтрой" (зарегистрировано ИФНС по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга 14 ноября 2005 г., ОГРН 1056604937795, ИНН 6673134915, КПП 667301001, адрес: 620017. Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Турбинная, д. 7), ООО "Опторг" (зарегистрировано ИФНС по г. Тюмени N 3 29 ноября 2005 г., ОГРН 1057200931150, ИНН 7203169140, КПП 720201001, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 59, оф. 504), ООО "СтройМатСервис" (зарегистрировано ИФНС по г. Тюмени N 3 28 января 2005 г., ОГРН 1057200559536, ИНН 7204087958, КПП 720401001, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Лизы Чайкиной, д. 67а) и является полным правопреемником всех прав и обязательств вышеперечисленных юридических лиц.
О реорганизации в форме слияния принято решение участниками юридических лиц ООО "МЕГА ХОЛДИНГ" - С., ООО "ФЕК" - К., ООО "СпецРегионСтрой" - Р., ООО "Оптторг" - У. и ООО "СтройМатСервис" - Ч. принято решение о создании ООО "Профит-Фарм" оформленное протоколом N 1 от 26.03.2007 года и подписанием учредительного договора о создании и деятельности ООО "Профит-Фарм".
Как установлено судами, одновременно с заявлением от 07.06.2007 года, на основании ст. 14 Федерального закона в Межрайонную Инспекцию ФНС России N 46 по г. Москве представлены документы для регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Решением налогового органа заявителю отказано в государственной регистрации ООО "Профит-Фарм" в связи с тем, что среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, удостоверенное подписью уполномоченного лица. Налоговый орган пришел к выводу, что в представленном в регистрирующий орган заявлении заявителем выступает У. как руководитель постоянно действующего исполнительного органа. Между тем, Реестр содержит иные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "МЕГА ХОЛДИНГ" расположенного в г. Москве.
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган исходил из того, что согласно п. 4 ст. 5 и п.п. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона при несоответствии содержащихся в Реестре сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в Реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Таким образом, до внесения в установленном порядке в Реестр записи о новом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, такое лицо не вправе выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица.
В силу ч. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона заявителем при государственной регистрации юридического лица может являться в числе прочих лиц, определенных Законом, руководитель его постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 14 Федерального закона при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
При этом в заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона установлено, что государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что если реорганизуемые юридические лица находятся на территории различных субъектов Российской Федерации, то государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется регистрирующим органом, которому подконтрольна территория нахождения постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия такового исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) одного из реорганизуемых юридических лиц.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постоянно действующий исполнительный орган указанного лица находится в г. Москве, а местом нахождения руководителя постоянно действующего исполнительного органа, выступающего заявителем при регистрации, является г. Тюмень.
При этом, согласно п. 4 ст. 5 и п.п. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона при несоответствии содержащихся в Реестре сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в Реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, до внесения в установленном порядке в Реестр записи о новом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, такое лицо не вправе выступать заявителем при государственной регистрации юридического лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал правомерным вывод налогового органа о невозможности осуществления государственной регистрации на основании представленных документов, направленных в ненадлежащий налоговый орган.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным Законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как видно из материалов дела, сведения об упомянутой реорганизации в форме слияния обществ были опубликованы в Вестнике государственной регистрации N 13 за апрель 2007 г., при этом указано, что требования кредиторов могут быть заявлены к вновь созданному ООО "Профит-Фарм".
В налоговый орган обратился У. с заявлением о регистрации созданного юридического лица - ООО "Профит Фарм", поданные в налоговый орган заявления, удостоверены подписью заявителя. Подлинность подписи в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона засвидетельствована в нотариальном порядке.
Согласно ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности производится на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.
В соответствии с п. 2 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Правила) государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации осуществляется путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
Таким образом, государственная регистрация юридического лица создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.
Порядок государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации установлен Федеральным законом, а также принимаемыми в развитие положений закона нормативными правовыми актами Правительства РФ, имеющими большую юридическую силу по сравнению с издаваемыми ФНС России приказами и письмами.
В силу ст. 9 Федерального закона при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с протоколом совместного общего собрания участников ООО "Профит Фарм" от 26.03.2007 г. N 1 директором общества назначен У.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод, с учетом положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Правил, устанавливающих порядок обращения в регистрирующий орган при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, не следует, что заявление о государственной регистрации общества, создаваемого путем реорганизации должно быть подписано исключительно руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего свою деятельность в результате реорганизации, зарегистрированного по месту нахождения регистрирующего органа, в который обращается заявитель, и при таких обстоятельствах не соответствует положениям Федерального закона и Правилам вывод суда первой инстанции относительно необходимости представления документов на государственную регистрацию юридического лица создаваемого путем реорганизации в форме слияния исключительно реорганизуемым юридическим лицом, находящимся по месту расположения регистрирующего органа, в который обращается заявитель.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - МИФНС России N 46 по г. Москве" - направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007 г. по делу N А40-30270/07-146-162 без изменения, кассационную жалобу МИФНС России N 46 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с протоколом совместного общего собрания участников ООО "Профит Фарм" от 26.03.2007 г. N 1 директором общества назначен У.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод, с учетом положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Правил, устанавливающих порядок обращения в регистрирующий орган при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, не следует, что заявление о государственной регистрации общества, создаваемого путем реорганизации должно быть подписано исключительно руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего свою деятельность в результате реорганизации, зарегистрированного по месту нахождения регистрирующего органа, в который обращается заявитель, и при таких обстоятельствах не соответствует положениям Федерального закона и Правилам вывод суда первой инстанции относительно необходимости представления документов на государственную регистрацию юридического лица создаваемого путем реорганизации в форме слияния исключительно реорганизуемым юридическим лицом, находящимся по месту расположения регистрирующего органа, в который обращается заявитель."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2008 г. N КГ-А40/7914-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании