Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 4 декабря 2007 г. N 1036-ПП
Информация
о выполнении Городской целевой программы "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. N 724-ПП
Городская целевая программа "Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы" (далее - Программа) разрабатывалась на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Закона города Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве" (в редакции законов города Москвы от 10.10.2001 N 46, от 29.10.2003 N 63), закона города Москвы от 22.10.97 N 44 "О социальном партнерстве" (в редакции законов города Москвы от 19.12.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3), постановления Правительства Москвы от 20.11.2001 N 1047-ПП "О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)".
Цель Программы состояла в формировании необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении кадрами отраслей городского хозяйства и развития трудовых ресурсов города Москвы.
В ходе выполнения Программы предполагалось решение следующих задач:
- подготовка кадрового ресурса, востребованного городским хозяйством;
- повышение качества труда в соответствии с потребностями городского хозяйства;
- формирование механизмов повышения качества профессионального образования;
- совершенствование форм взаимодействия с социальными партнерами для обеспечения обновления содержания профессионального образования;
- структурно-содержательная модернизация сети учреждений профессионального образования города Москвы;
- сопряжение уровней начального, среднего и высшего профессионального образования и обеспечение его непрерывности;
- формирование единого пространства непрерывного профессионального образования;
- модернизация материально-технической базы профессионального образования;
- формирование механизмов воспроизводства и обновления инженерно-педагогических кадров профессионального образования;
- приведение нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями развития профессионального образования;
- разработка механизмов инвестиционной привлекательности профессионального образования.
На организационно-подготовительном этапе (2004 год) была проведена структурная реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы.
Впервые в Российской Федерации сформирована региональная система профессионального образования, состоящая из единого типа укрупненных учебных заведений - колледжей, в которых реализуются интегрированные образовательные программы основного общего, начального и среднего профессионального образования.
Новая сеть учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы включает в себя 76 колледжей. В настоящее время в них осуществляется подготовка кадров по 115 профессиям начального профессионального образования (НПО) и 98 специальностям среднего профессионального образования (СПО). В учреждениях профессионального образования сохранены в целом показатели набора по рабочим профессиям и специальностям.
В период выполнения Программы Министерством образования и науки Российской Федерации осуществлена передача субъектам федерации полномочий по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В соответствии с полученными полномочиями Департаментом образования города Москвы организовано проведение аттестации и государственной аккредитации новых образовательных учреждений среднего профессионального образования по программам начального и среднего профессионального образования.
В рамках структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования, наряду с созданием колледжей, выполнены мероприятия Программы, предусматривающие создание в системе новых сетевых научных и учебно-методических учреждений.
В соответствии с Программой в системе образования города созданы государственные учреждения: Центр качества профессионального образования с функциями комплексного мониторинга деятельности образовательных учреждений профессионального образования, Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования; Московский дом научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов профессионального образования, а Научно-исследовательский институт развития образования реорганизован в Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, на который возложено решение задач по развитию содержания профессионального образования.
Осуществлено материально-техническое оснащение указанных учреждений, необходимое для обеспечения их уставной деятельности.
В ходе реализации Программы обеспечено развитие региональной нормативно-правовой базы профессионального образования: приняты Закон города Москвы от 29.06.2005 N 32 "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве" и постановление Правительства Москвы от 26.07.2005 N 552-ПП "О создании государственно-общественных координационных советов в городе Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров".
В рамках выполнения указанных нормативно-правовых документов в соответствии с мероприятиями Программы осуществлялось формирование государственно-общественной системы управления профессиональным образованием и развитие социального партнерства образовательных учреждений с заинтересованными в результатах работы системы профессионального образования субъектами городского социально-экономического комплекса.
Созданы и начали работать 10 территориальных (окружных) государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров, а также координационные советы Департамента науки и промышленной политики города Москвы, Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Организована работа Городского государственно-общественного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров при Правительстве Москвы.
Государственно-общественными координационными советами рассматриваются вопросы определения текущей и перспективной потребности в кадрах предприятий административных округов и города Москвы, согласовываются и утверждаются планы набора в колледжи, рассматриваются результаты трудоустройства выпускников на предприятия в соответствии с полученной профессией, специальностью. С участием советов осуществляется закрепление ведущих предприятий административных округов и города Москвы за колледжами. Так, в настоящее время, закрепление строительных предприятий за профильными колледжами Департамента образования города Москвы осуществлено Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, рядом окружных советов. Также с участием государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров решаются вопросы по укреплению материально-технической базы колледжей, организации учебно-производственной практики обучающихся.
В рамках реализации Программы обеспечено улучшение экономических условий функционирования системы профессионального образования: произведен расчет нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений профессионального образования и с 01.01.2007 осуществлен переход на нормативное финансирование их деятельности в условиях казначейского исполнения бюджета. Разработаны предложения о финансировании городского заказа на производство товаров и услуг в образовательных учреждениях профессионального образования.
Выполнены мероприятия Программы, предусматривающие в отношении образовательных учреждений профессионального образования:
- ежегодное утверждение постановлением Правительства Москвы контрольных цифр приема молодежи на обучение в учреждения профессионального образования;
- издание информационно-справочных материалов и пособий по нормативно-правовому регулированию деятельности системы профессионального образования в городе Москве, подготовку проектов положений о стипендиальном обеспечении и организации питания обучающихся;
- оснащение программно-методическими комплектами по всем направлениям образовательного процесса и учебной литературой;
- проведение конкурсов, направленных на оценку, отбор и издание учебников и учебных пособий, а также создание творческих коллективов по подготовке к изданию учебников и учебно-методических пособий по специальным дисциплинам;
- организационно-методическое обеспечение деятельности в условиях введения единого государственного экзамена;
- проведение олимпиад среди обучающихся по специальным дисциплинам;
- создание научно-методических объединений, осуществляющих функцию экспертизы по блокам отраслевых специальностей;
- обеспечение функционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей;
- организацию профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений на базе учреждений профессионального образования;
- реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование работы с учащимися и студентами, повышение престижности профессионального образования, популяризацию рабочих профессий среди молодежи, а также мер, направленных на усиление социальной защищенности обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования;
- выплату 250 именных стипендий Правительства Москвы (с 01.01.2007);
- формирование реестра выпускников, подготовку программ самопродвижения молодых рабочих и специалистов на рынке труда с использованием современных информационных технологий;
- проведение экспертизы состояния учебно-производственной базы, технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем, проведение паспортизации.
За время действия Программы проведен капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений учреждений профессионального образования на сумму 1224277,365 тыс. руб., в том числе, проведены реконструкция, ремонт и оборудование спортивных, обеденных и актовых залов. Осуществлена поставка учебного и учебно-производственного оборудования на сумму 705,5 млн. руб., информационное обеспечение учреждений на 214,4 млн. руб., приобретено 308 мультимедийных компьютерных классов, создано локальных волоконных сетей на 152,5 млн. руб.
Вместе с тем не выполнен ряд мероприятий Программы по развитию государственно-общественного управления профессиональным образованием и социального партнерства, а также по модернизации материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования:
- разработка механизмов реализации контрактной подготовки рабочих и специалистов;
- координация взаимодействия государственного и негосударственного секторов в профессиональном образовании;
- апробация соучредительства как механизма дополнительного привлечения средств и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования;
по структурно-содержательной модернизации сети и кадровому обеспечению учреждений профессионального образования, предусматривающих:
- создание государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский индустриально-педагогический институт" и реализацию (в части высшего профессионального образования) многоуровнего профессионального образования с профильной подготовкой мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин;
- разработку стандартов минимального материально-технического оснащения вновь открывающихся специальностей.
По итогам выполнения Программы в 2005-2007 гг. можно констатировать, что существенными препятствиями в развитии столичного профессионального образования являются:
- отсутствие комплексного прогноза развития всей социально-экономической сферы Москвы;
- низкие темпы модернизации материально-технической базы учреждений профессионального образования, связанные с недофинансированием, т.к. программа осуществлялась в пределах бюджетных средств, выделяемых Департаменту образования на текущее содержание подведомственных учреждений;
- отсутствие нормативно-правовых условий для эффективного участия работодателей в обновлении:
а) материально-технической базы профессионального образования (отсутствие льготных условий налогообложения для социальных партнеров и возможности соучредительства учреждений начального и среднего профессионального образования);
б) содержания профессионального образования (не организована работа по формированию профессиональных стандартов);
- отсутствие возможности реализации единой стратегии развития системы профессионального образования в условиях функционирования в Москве двух, по сути, самостоятельных систем профессиональных учебных заведений - федеральной и московской;
- нерешенность вопроса создания Московского инженерно-педагогического института и, как следствие, проблемы кадрового обеспечения системы профессионального образования (дефицит кадров преподавателей и мастеров производственного обучения, неполное соответствие уровня квалификации инженерно-педагогических кадров системы профессионального образования современным требованиям подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.