Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N КАС03-59
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 6 марта 2003 года гражданское дело по заявлению производственного кооператива (артели старателей) "Прибрежная" о признании недействительным постановления Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 год"
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.Н.К., объяснения представителя Правительства Российской Федерации З.А.В. и Министерства финансов Российской Федерации К.С.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
производственный кооператив (артель старателей) "Прибрежная" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным названного выше постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 278, указывая на то, что это постановление противоречит налоговому законодательству, допускающему возможность установления налогов и сборов только федеральным законом, а также Бюджетному кодексу РФ в части превышения пределов бюджетного регулирования, предусматривает плату за перевод земель, не занятых лесами, в нелесные земли.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что введенная плата является налоговым сбором, в силу п. 3 ст. 17 Налогового кодекса РФ Правительство было не вправе устанавливать все элементы такого сбора, если же отнести платежи за перевод лесных земель в нелесные к неналоговым платежам, то Бюджетным кодексом РФ не установлен такой вид дохода бюджета, а новые виды неналоговых доходов в силу п. 2 ст. 53 могут быть установлены только путем внесения изменений в Кодекс, органом государственной власти, издавшим оспариваемый акт, не доказан факт расчета базовых ставок на основании данных лесного кадастра.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Федеральным законом от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года действие ч. 2 ст. 63 Лесного кодекса РФ, предусматривающей установление размера за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 этого Федерального закона предусмотрено, что в 2002 году размер платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, порядок взимания и учета указанных средств определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 278 утверждены Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, а также базовые размеры такой платы.
Как следует из ч. 2 ст. 63 Лесного кодекса РФ, плата за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда установлена в целях возмещения потерь лесного хозяйства.
Основываясь на подробном правовом анализе, изложенном в решении, в том числе на приведенном положении Лесного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что плата за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда носит компенсационный характер, направлена на возмещение причиненных лесному хозяйству потерь и не может быть отнесена к налоговым платежам, в связи с чем Правительство Российской Федерации правомочно было издать оспариваемое постановление, определяющее размеры этой платы и порядок ее взимания.
Ссылка заявителя на то, что базовые ставки рассчитаны не на основании данных лесного кадастра, правильного отвергнута судом, так как действие ч. 2 ст. 63 Лесного кодекса РФ, содержащей такое правило относительно полномочий органа государственной власти субъектов Российской Федерации на установление названной платы, приостановлено в силу п. 28 приложения N 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год". Статья 68 этого Кодекса, на которую указывается в кассационной жалобе, определяет цели, в которых используются данные государственного лесного кадастра, и не содержит обязательного предписания устанавливать размер платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда только на основании этих данных.
Несостоятельно и утверждение в кассационной жалобе о нарушении судом правил ст. 49 ГПК РСФСР, определяющей доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств.
Оспариваемое постановление проверялось судом в порядке абстрактного нормоконтроля, что не связано с установлением каких-либо фактических обстоятельств. Вывод о законности этого нормативного правового акта сделан судом, исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм, на основе надлежащего анализа норм федерального закона.
Довод кассационной жалобы о нарушении требований п. 2 ст. 53 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего, что новые виды неналоговых доходов могут устанавливаться только путем внесения изменений в настоящий Кодекс, несостоятелен.
Лесные земли и многолетние насаждения на них относятся к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ). В этой связи предусмотренная законодательством Российской Федерации плата за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда относится к неналоговым доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данный вид доходов бюджета установлен ст.ст. 41, 42 Бюджетного кодекса РФ.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу производственного кооператива (артели старателей) "Прибрежная" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N КАС03-59
Текст определения официально опубликован не был