Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 марта 2003 г. N КАС03-92
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 марта 2003 года гражданское дело по жалобе П.Е.Н. о признании недействующими и не порождающими правовых последствий с момента принятия п.п. 194, ч. 1, 195, ч. 1, 205 и 206 "Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22 сентября 1995 года N 315 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации", а также о признании незаконными и не порождающими правовых последствий с момента их принятия Приложений N 15 к п. 194 и N 16 к п.п. 195, 205 и 206 этой Инструкции.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.А.Я., объяснение П.Е.Н. и ее представителя Г.Д.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Т.Н.П., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
П.Е.Н. обратилась в Верховный Суд с приведенными выше требованиями, ссылаясь на то, что ее дочери противопоказано проживание в местностях с влажным климатом, а межмуниципальный суд при рассмотрении ее жалобы на действия военно-врачебной комиссии, признавшей ее дочь годной к проживанию в городе Калининграде (обл.), руководствовался положениями оспариваемой ей Инструкции, п.п. 194, 195, 205 и 206, а также приложениями N 15 и N 16. По мнению заявителя, это противоречит ст.ст. 2, 21, 45 и 55 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в связи с чем просила признать незаконными эти положения Инструкции, а также и в связи с тем, что приказ Министра обороны РФ от 22 сентября 1995 года N 315, которым утверждена оспариваемая Инструкция, не был опубликован.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2003 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, П.Е.Н. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее жалобы, полагая, что суд при вынесении решения необоснованно сослался на Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N 390 и от 5 июня 2000 года N 434. Перечень, утвержденный последним постановлением, не имеет никакого отношения к рассмотренному делу. Вместе с тем, суд первой инстанции не применил подлежащие применению ст.ст. 2, 21, 45 и 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, невозможность проживания членов семьи военнослужащего в определенной местности устанавливается на основании заключения военно-врачебной комиссии. Статьей 16 этого же Положения предусмотрено, что перечни местностей с неблагоприятными климатическими условиями определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N 390 (с изменениями от 22 октября 1998 года, 8 сентября 2000 года) утверждено положение "О военно-врачебной экспертизе", статьей 11 которого предусмотрено, что порядок организации и проведения освидетельствования, требования к состоянию здоровья, в том числе и членов семьи военнослужащих, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Следовательно, приказ "О порядке проведения военно-врачебной комиссии в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 22 сентября 1995 года N 315 издан Министром обороны Российской Федерации в пределах полномочий, представленных ему Правительством Российской Федерации.
Перечень местностей с неблагоприятными климатическими условиями утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 года N 434, в соответствии с которым в Приложение N 16 к приказу N 315 Министра обороны Российской Федерации были включены районы и местности с неблагоприятными климатическими условиями. При этом Калиниград (обл.) в этот перечень не включен.
"Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1995 года N 315, и Приложения к ней, регламентируют лишь порядок проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации и не устанавливает правовые нормы, регулирующие профилактические меры охраны здоровья граждан, в связи с чем, вопреки мнению автора жалобы, не может противоречить п. 2 ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Данная Инструкция, также как и проект Положения о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласована с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приказ Министра обороны издан в пределах его полномочий, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 16 октября 1995 года за N 961 и официально опубликован в газете "Российские вести" от 16, 23 ноября, 7, 12 декабря 1995 года, 11 января 1996 года за NN 218, 223, 233, 242, 5, а изменения, внесенные в него - в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 апреля 1999 года за N 16.
Согласно Методическим указаниям, утвержденным Министерством здравоохранения РФ от 22 декабря 1999 года N 99/231 "Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения детей (кроме больных туберкулезом)", детям, страдающим бронхиальной астмой, показано лечение в местных санаториях, в том числе в санаториях Калиниградской курортной зоны.
Оспариваемые нормы конкретизируют перечень болезней и местностей, где противопоказано проживать военнослужащим и членам их семей. То обстоятельство, что заболевания, имеющегося у дочери заявительницы, нет в перечне медицинских противопоказаний к проживанию в городе Калининграде, не может являться достаточным основанием для его оспаривания.
Требование П.Е.Н. о том, чтобы обязать Министерство обороны Российской Федерации расширить перечень медицинских противопоказаний к прохождению военной службы военнослужащими и проживанию их семей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, фактически является требованием о принятии дополнительной нормы для лиц, проживающих в городе Калининграде и страдающих определенным заболеванием, необоснованно. Суд не вправе своим судебным решением вносить изменения в нормативные акты или обязать соответствующие компетентные органы и должностных лиц внести такие изменения, также как и обязать издать нормативный акт определенного содержания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П.Е.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 марта 2003 г. N КАС03-92
Текст определения официально опубликован не был