Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 января 2002 г. N КАС02-13
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 января 2002 г. гражданское дело по жалобам Кировской и Псковской областных организаций Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России на п. 3 "Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 года N 455 по кассационной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2001 года, которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителей Правительства РФ Г.Н.М., Т.Н.И. и Л.Н.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Кировской организации Союз "Чернобыль" РФ К.Н.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу Правительства РФ необоснованной, Кассационная коллегия установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455 был утвержден "Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы" (далее - Порядок).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из суммы 700 рублей в месяц в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Кировская и Псковская областные организации Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами о признании недействительным (незаконным) с момента принятия пункта 3 Порядка.
В обоснование жалоб заявители ссылались на то, что ограничение заработка, из которого должно производиться возмещение вреда, причиненного здоровью, суммой, равной 700 рублей в месяц не соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и имевших фактически более высокий заработок перед причинением вреда здоровью.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность вывода суда о несоответствии оспоренного положения нормативного акта федеральному закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Признавая незаконным оспоренное заявителями положение п. 3 Порядка, Верховный Суд РФ обоснованно руководствовался нормами Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и правовыми позициями, изложенными в постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года N 18-П, согласно которым военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью наравне с иными работниками, которым причинен вред здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Так, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" абзац четвертый подпункта 1 пункта 23 статьи 1 данного Закона в части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, признан противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г., вытекающие из данного постановления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона РФ следует читать как "от 15 мая 1991 г."
Соответствующие изменения в пункт 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона.
Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001-2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Анализируя приведенные выше нормы Федерального закона, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что:
во-первых, законодатель признал, что военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью, начиная со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. (момент вступления в силу Закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ);
во-вторых, законодатель не установил для этой категории лиц какого-либо особого порядка исчисления денежных сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и не ограничил семьюстами рублями сумму месячного заработка, из которого исчисляется сумма возмещения вреда (денежная компенсация);
в-третьих, законодатель поручил Правительству Российской Федерации определить лишь порядок и условия возврата гражданам недополученных за период с 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. сумм в возмещение вреда здоровью (денежных компенсаций) и не уполномочивал его на определение порядка исчисления этих сумм, в том числе на определение предельного размера месячного заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда здоровью.
Приведенные выводы суда бесспорно вытекают из приведенных норм закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ.
Поэтому довод в кассационной жалобе о том, что предусмотренный законодательством порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении обязанностей по трудовому договору (контракту) якобы неприменим к военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам нельзя признать обоснованным.
Как правильно указал суд в своем решении, предусмотренный в пункте 3 оспариваемого правового акта порядок исчисления сумм в возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не соответствует действовавшим в период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. положениям пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно названной норме Федерального закона (в редакции от 24.11.1995 г.) инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда (в редакции от 24.11.1995 г.), и не ниже 700 рублей (в редакции от 07.08.2000 г.).
С 6 января 2000 г. порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) регулируется Федеральным законом "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии со статьей 12 данного Закона размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Средний месячный заработок работника подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12. Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
По существу аналогичный порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного работнику увечьем, был закреплен в статьях 13-15 "Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей", утративших силу с 6 января 2000 г.
Нельзя согласиться и с доводом в кассационной жалобе о том, что право военнослужащих на получение компенсации в возмещение вреда вследствие чернобыльской катастрофы полностью урегулировано специальными законами - Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции", а Федеральный закон "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также действовавшие до 6 января 2000 года Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" якобы неприменимы к рассматриваемому вопросу.
Во-первых, этот довод опровергается изложенными выше нормами федерального закона, а также правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, согласно которой военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу статьи 42 Конституции РФ, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.
Во-вторых, федеральные законы, на которые Правительство РФ ссылается в кассационной жалобе ("О статусе военнослужащих" и "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...") предусматривают не периодические платежи, связанные с возмещением вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а разовые выплаты потерпевшим военнослужащим, обусловленные страховыми случаями, которые (последние) не могут быть признаны как более высокий размер ответственности по сравнению с порядком возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, предусматривающим в указанных случаях обязанность по возмещению утраченного заработка.
При таком положении необоснованной является ссылка в кассационной жалобе на ст. 1084 ГК РФ как на обоснование применения к рассматриваемому вопросу лишь федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...".
Указание в судебном решении на нормы Гражданского кодекса РФ, которым, по мнению суда, также противоречит оспоренное положение Порядка, не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда, поскольку, как указано выше, п. 3 Порядка в оспоренной части противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральному закону "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, закрепив в пункте 3 оспариваемого Порядка предписание, предусматривающее, что выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, должна производиться за прошлое время из суммы 700 рублей в месяц. Правительство Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему частью 2 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, так как законодатель не ограничивал предельным размером - "700 руб. в месяц" суму заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. В результате издания оспоренного акта лица рассматриваемой по настоящему делу категории необоснованно лишены права на возмещение причиненного вреда в полном объеме.
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 января 2002 г. N КАС02-13
Текст определения официально опубликован не был