Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июня 2002 г. N КАС02-217
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 июня 2002 года гражданское дело по жалобе Ж.А.А. о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 года N 1222 "О лицензировании международной туристической деятельности" по кассационной жалобе Ж.А.А. на решение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2002 года, которым заявителю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Правительство Российской Федерации постановлением от 12 декабря 1995 года N 1222 утвердило Положение о лицензировании международной туристической деятельности.
Ж.А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным указанного постановления Правительства РФ, ссылаясь на то, что лицензирование международной туристической деятельности законом не предусмотрено, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает его гражданские права и охраняемые законом интересы, так как он был привлечен к уголовной ответственности за осуществление международной туристической деятельности с нарушением условий лицензирования.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Ж.А.А. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений акта закону и об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя действием этого акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационной коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Лицензирование отдельных видов деятельности является институтом гражданского права и в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается законом.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12 декабря 1995 года N 1222 утвердило Положение о лицензировании международной туристической деятельности.
Данное Положение регулирует порядок и условия лицензирования международной туристической деятельности, осуществляемой российскими и расположенными на территории Российской Федерации иностранными организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 Положения под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж.
Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ, определяющий принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в Российской Федерации, в статье 5 вводит лицензирование и стандартизацию лишь туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии.
Таким образом, оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации введено лицензирование международной туристической деятельности, которое не предусмотрено принятым позднее Федеральным законом.
Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить указанному Федеральному закону (ст. 2), поскольку постановление Правительства РФ N 1222 от 12.12.1995 г. в соответствие, как предусмотрено его статьей 22, не приведено, оно не подлежит применению в части, противоречащей нормам Федерального закона.
Вывод суда о том, что определение международной туристической деятельности согласно постановлению Правительства РФ от 12 декабря 1995 года N 1222 включает прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж, что охватывается понятиями туроператорской и турагентской деятельности нельзя признать обоснованным, поскольку введение лицензирования международной туристической деятельности предполагает для обладателя лицензий на осуществление туроператорской и турагентской деятельности, необходимости получения дополнительной, не предусмотренной Федеральным законом, лицензии на право осуществления международной туристической деятельности.
Ссылка суда на ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках, заключенного в Москве 29 февраля 2000 г., которой предусмотрено, что осуществлять безвизовый групповой туризм имеют право туристские организации, имеющие лицензию на международную туристическую деятельность и занимающиеся такой деятельностью не менее трех лет, не может служить основанием для признания оспоренного постановления Правительства РФ законным, поскольку положения данного международного Соглашения распространяются на граждан и организации лишь государств - участников данного Соглашения (данное положение касается и некоторых других Соглашений с иными государствами), а в отношении других стран в такой редакции не действуют.
По изложенным мотивам решение Верховного Суда РФ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В то же время, Кассационная коллегия учитывает, что в настоящее время постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 года N 1222 "О лицензировании международной туристической деятельности" утратило силу в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2002 г. N 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности".
По смыслу Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст. 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации в суде могут быть оспорены лишь такие правовые акты, которые на момент их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.
При таких обстоятельствах отсутствует предмет спора, и производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР.
Руководствуясь п. 3 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2002 года отменить. Производство по делу прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июня 2002 г. N КАС02-217
Текст определения официально опубликован не был