Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. N КАС02-476
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 сентября 2002 года гражданское дело по жалобе Б.В.П. о признании незаконным приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.01.99 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" по кассационным жалобам Правительства РФ и Б.В.П. на решение Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 года, которым жалоба Б.В.П. была удовлетворена.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей кассационные жалобы необоснованными, Кассационная коллегия установила:
Президентом Российской Федерации 24 декабря 1998 года был подписан Указ N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (далее Указ N 1638), в соответствии с которым Правительству РФ поручалось повысить с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции.
Во исполнение Указа N 1638 Правительство Российской Федерации своим постановлением от 19 января 1999 года N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" установило указанным выше лицам оклады в размерах согласно приложению N 2.
Б.В.П. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконным приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации N 72, ссылаясь на то, что месячные оклады сотрудников органов внутренних дел по присвоенным им специальным званиям были повышены не в полном соответствии с предусмотренным Указом Президента РФ размере, а значительно меньше.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Правительства РФ Б.И.В. ставит вопрос об отмене судебного решении и вынесении нового решения - о прекращении производства по делу, поскольку обжалованный заявителем акт фактически не действовал на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.
В кассационной жалобе Б.В.П. просит о признании оспариваемого им акта незаконным (недействительным) со дня издания, а не со дня вступления решения Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 года в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Кассационная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации N 1638 Правительству РФ было поручено повысить с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции.
Во исполнение этого Указа Президента РФ Правительство РФ своим постановлением от 19 января 1999 года N 72 установило указанным лицам оклады в размерах согласно приложению N 2.
Как следует из этого приложения, месячный оклад лицу, имеющему специальное звание капитана милиции (внутренней службы, юстиции, таможенной службы, налоговой полиции) определен в размере 450 рублей.
Как было установлено в ходе судебного заседания по первой инстанции к моменту издания соответствующих Указа Президента РФ N 1638 и постановления Правительства РФ N 72 оклад заявителя с учетом его специального звания (капитан милиции) составлял 230 руб. 05 коп. (л.д. 29).
Поскольку повышение оклада в 2,02 раза в силу обжалуемого Б.В.П. акта не состоялось, суд пришел к правильному выводу о том, что Правительством Российской Федерации поручение Президента РФ было исполнено не в полной мере, что в свою очередь, нарушило право заявителя на получение назначенной ему пенсии в большем размере.
Довод кассационной жалобы представителя Правительства РФ Б.И.В. о том, что, принимая обжалуемое постановление в части установления окладов по специальным званиям сотрудников органов внутренних дел, Правительство РФ действовало в пределах полномочий, предоставленных ему ст. 22 Закона РФ "О милиции", не может служить основанием к отмене судебного решения, поскольку в силу приведенных выше положений Конституции РФ постановления Правительства РФ должны соответствовать нормативным указам Президента РФ.
Также несостоятелен довод кассационной жалобы Правительства РФ об отмене обжалованного решения Верховного Суда РФ и прекращении производства по делу по тому основанию, что оспариваемый акт в части установления окладов по воинскому или специальному званию фактически утратил силу с 1 декабря 2000 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 17 августа 2000 г. N 1520 и принятием в исполнение данного Указа постановления Правительства РФ от 14 сентября 2000 г. N 680 об увеличении в 1,2 раза месячных окладов в соответствии с присвоенными званиями, поскольку последующее увеличение месячных окладов производится исходя из сумм, установленных, в данном случае, обжалуемым постановлением Правительства РФ. При таких данных, на время рассмотрения дела в суде первой инстанции, оспоренный Б.В.П. акт являлся действующим и порождал правовые последствия.
Кассационная коллегия полагает довод кассационной жалобы Б.В.П. о признании приложения N 2 к постановлению Правительства РФ N 72 недействующим со дня его издания не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. N 8 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" в соответствии с ч. 3 ст. 239-8 ГПК РСФСР решение суда о признании нормативного правового акта либо отдельной его части незаконными влечет признание этого акта или его части не действующими со дня вступления решения в законную силу.
Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2002 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Б.В.П. и Правительства РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. N КАС02-476
Текст определения официально опубликован не был