Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 ноября 2002 г. N КАС02-612
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2002 года гражданское дело по жалобам Т.Ю.В., С.Б.В. и Т.С.Г. о признании незаконным и недействующим с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 857-64сс, а также приказа Министра обороны РФ от 24 июля 2001 года N 0015 и Перечня должностей военнослужащих, осуществляющих виды деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, по частным жалобам Т.Ю.В., С.Б.В. и Т.С.Г. на определение судьи Верховного Суда РФ от 15 октября 2002 года, которым заявителям отказано в принятии жалоб к производству.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ П.А.Я., объяснения заявителей Т.Ю.В., С.Б.В. и Т.С.Г. в обоснование своих доводов, заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации О.В.Ю., полагавшего частные жалобы необоснованными, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Т.Ю.В., С.Б.В. и Т.С.Г. обратились в Верховный Суд РФ с указанными выше требованиями, полагая, что данные акты противоречат Указу Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации". Также заявители просили обязать Правительство Российской Федерации включить Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны РФ в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, который утвержден оспариваемым постановлением Правительства РФ.
Кроме того, заявители просили включить должность старшего инспектора группы радиационной безопасности и физической защиты Инспекции ЯРБ ЯЭУ УГН ЯРБ МО РФ в оспариваемый приказ Министра обороны РФ и перечень должностей военнослужащих и гражданского персонала, осуществляющих виды деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2002 года заявителям было отказано в принятии жалоб к производству в связи с неподсудностью их Верховному Суду Российской Федерации.
В частных жалобах, не соглашаясь с определением судьи, заявители просят об отмене данного определения, настаивая на признании обжалуемых нормативных актов незаконными и внесении в них соответствующих изменений.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в частных жалобах, Кассационная коллегия находит, что суд правильно отказал в принятии жалоб к производству, но основания, по которым суд отказал в принятии жалобы к производству подлежат изменению, поскольку их заявления не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как оспариваемый нормативный акт - постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 857-64сс, не регулирует отношения, связанные с физическими лицами (которыми являются заявители). Данное постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 857-64сс действует в отношении юридических лиц и структурных подразделений. У заявителей отсутствует субъективное право требовать включения Управления государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Что же касается приказа Министра обороны РФ от 24 июля 2001 года N 0015 , то у заявителей также отсутствовало субъективное право на обращение за судебной защитой, поскольку, обжалуя данный приказ, заявители фактически ставили вопрос о включении занимаемых ими должностей в перечень должностей военнослужащих и гражданского персонала, осуществляющих виды деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, то есть заявители требовали от Министра обороны РФ принять соответствующую норму. Суд, учитывая конституционный принцип разделения властей, не вправе рассматривать данное требование.
Кроме того, приказ Министра обороны Российской Федерации в оспариваемой части не является нормативным актом, а носит порученческий характер.
Таким образом требования заявителей не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем суду следовало отказать в принятии заявлений по пункту 1 части 2 статьи 129 ГПК РСФСР.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 317 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2002 года изменить в части основания отказа в принятии жалоб заявителей с п. 7 на п. 1 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР.
В остальной части определение оставить без изменения, а частные жалобы Титова Ю.В., С.Б.В. и Т.С.Г. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 ноября 2002 г. N КАС02-612
Текст определения официально опубликован не был