Решение Верховного Суда РФ от 10 января 2002 г. N ГКПИ02-1048, 01-1048
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 мая 2002 г. N КАС02-136 настоящее решение отменено
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе К.Л.П. об обжаловании пункта 3.2 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.99 г. N 328 установил:
К.Л.П., инвалид 2 группы, а также ветеран Великой Отечественной Войны - житель блокадного Ленинграда, обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просит признать незаконным п. 3.2 указанной Инструкции, ссылаясь на несоответствие его п. 7 ст. 18 Федерального закона "О ветеранах", ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", ст. 44 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и ограничивает ее право на выписку рецепта на лекарства, не указанные в территориальном формуляре, лечащим врачом.
Заявитель просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения РФ О.А.Е. и Министерства юстиции РФ С.Ю.А. возражали против жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей жалоба подлежащая удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г. N 30-ФЗ, от 20.12.1999 г. N 214-ФЗ), производство и закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения обеспечиваются в соответствии с потребностями населения Правительством Российской Федерации. Контроль за качеством лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или иными уполномоченными на то министерствами и ведомствами.
Категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Статьей 6 Федерального закона "О лекарственных средствах" (в редакции ФЗ от 02.01.2000 г. N 5-ФЗ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации:
1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами;
2) разрабатывает и осуществляет федеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами и развития медицинской промышленности;
3) устанавливает порядок социальной защиты граждан Российской Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами;
4) утверждает Положение о деятельности федерального органа контроля качества лекарственных средств.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств:
1) Разрабатывают и осуществляют региональные программы обеспечения населения субъектов Российской Федерации лекарственными средствами;
2) проводят экспертизу экологической безопасности производства лекарственных средств на территориях субъектов Российской Федерации;
3) Проводят экспертизу санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств на территориях субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона).
Во исполнение ст. 32 названного закона Правительство Российской Федерации 8 апреля 1999 г. N 393 приняло постановление "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", которым Министерство здравоохранения РФ обязано:
а) разработать и утвердить по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве составной части перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
б) осуществлять с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи;
в) разработать и утвердить:
порядок выписки рецептов на лекарственные средства гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение независимо от его организационно-правовой формы, имея в виду, что назначение лекарственных средств, норма их отпуска и выписка рецептов осуществляются лечащим врачом исходя из тяжести, характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения;
порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях, предусмотрев в нем правила замены лекарственного средства, на которое выписан рецепт, в случае его отсутствия.
2. Льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:
на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, - единолично лечащим врачом государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания (далее именуется поликлиническое учреждение):
на лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические. иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения, или соответствующими специалистами поликлинического учреждения, или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров).
В отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения.
Министерство здравоохранения РФ приказом N 328 от 23.08.99 г. утвердило Инструкцию о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, в п. 3.2 которой предусмотрено, что самостоятельно лечащим врачом поликлиники выписываются льготные рецепты на лекарственные средства в соответствии со стандартами и в рамках территориального формуляра за исключением случаев назначения лекарств, предусмотренных п.п. 3.2.1-3.2.4.
Поскольку Министерством здравоохранения РФ в установленном порядке не исполнено поручение Правительства РФ по разработке и утверждению минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, а также перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ограничения в выписке лечащим врачом поликлиники рецепта на лекарственные средства, указанные в территориальном формуляре субъекта РФ, который не предусмотрен в Федеральном законе, ни в постановлении Правительства РФ, однако предусмотрены в оспариваемом п. 3.2 Инструкции, то следует прийти к выводу, что Министерство здравоохранения РФ вышли за пределы прав, установленных Федеральным законодательством, и оспариваемый пункт Инструкции подлежит признанию недействительным и недействующим с момента принятия.
Верховный Суд также учитывает, что права отдельных граждан на льготное обеспечение их лекарственными средствами и возможность на получения бесплатного или с 50-процентной скидкой не в зависимости от тяжести, характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения, а, исходя из вида назначенного лекарства, включенного в формуляр субъекта РФ ограничивает права данной категории граждан как на льготное обеспечение лекарственными средствами, так и на обеспечение их жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами. При таких данных суд находит жалобу К.Л.П. обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 231-232, 239-1 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу К.Л.П. удовлетворить. Признать недействительным и недействующим с момента принятия пункта 3.2 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывая# рецептов на них, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 328 от 23 августа 1999 г., в части указания "... и в рамках территориального формуляра".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 января 2002 г. N ГКПИ02-1048, 01-1048
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 мая 2002 г. N КАС02-136 настоящее решение отменено