Решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2002 г. N ГКПИ01-1803
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2002 г. N КАС02-164 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С.В.В. о признании недействительными постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 980 "Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг" и пунктов 1, 2 Порядка погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1998 г. N 1007, установил:
С.В.В. обратился в суд с жалобой о признании недействительными постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 980 "Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг" и пунктов 1, 2 Порядка погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1998 г. N 1007, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные акты Правительства РФ не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права по распоряжению имуществом.
Заявитель С.В.В. о дне слушания дела извещен, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ К.С.И. и З.А.Л. возражали против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемые нормативные акты не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ К.С.И., З.А.Л., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Л.И.Б., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Правительство Российской Федерации 17 августа 1998 г. издало постановление N 980 "Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг".
Пунктом 1 настоящего постановления Министерству финансов Российской Федерации поручено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, определяющих с 17 августа 1998 г. порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.
Как пояснили в судебном заседании представители Правительства РФ К.С.И. и З.А.Л., пункт 1 постановления предписывает Минфину России совершить действия по подготовке проектов нормативных актов о порядке погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в статье 12 к полномочиям Правительства РФ относит руководство работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 2 постановления установлено, что погашение государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., осуществляется облигациями федерального займа с фиксированным купонным доходом, выпускаемыми в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Правительства РФ К.С.И. пояснил в суде, что данное предписание обязательно для Минфина России.
Из объяснений представителя Правительства РФ З.А.Л. следует, что положение о погашении облигаций государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., облигациями федерального займа с фиксированным купонным доходом не распространялось на погашаемые облигации, принадлежащие физическим лицам - резидентам Российской Федерации, а также Центральному банку Российской Федерации.
В целях нормализации в IV квартале 1998 г. социально-экономического положения в стране и создания предпосылок для стабилизации в 1999 году государственных финансов в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" были внесены изменения Федеральным законом "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики".
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" погашение государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, производится путем зачисления средств на специальный инвестиционный банковский счет, порядок открытия и режим которого устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Однако действие настоящей статьи не распространяется на погашение государственных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, принадлежащих физическим лицам - резидентам Российской Федерации, а также Центральному банку Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы жалобы о нарушении п. 2 постановления Правительства РФ от 17.08.98 г. N 980 прав С.В.В. на владение приобретенных им ценных бумаг, т.к. оспариваемый нормативный акт не предусматривает для физических лиц обмен принадлежащих им ценных бумаг на иные облигации федерального займа, а также зачисления денежных средств на специальные счета.
Государственные краткосрочные бескупонные облигации выпускались согласно постановлению Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4526-1 и постановлению Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. N 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций".
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790 постановление Правительства РФ от 08.02.93 г. N 107 признано утратившим силу в связи с утверждением в соответствии со ст. 8 ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов (в ред. постановлений Правительства РФ от 30.06.98 г. N 676, от 27.02.99 г. N 245) утверждены Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов.
В целях стабилизации финансовой системы Российской Федерации, обеспечения приоритетного финансирования социальной сферы, а также исполнения международных обязательств Российской Федерации Указом Президента РФ от 25.09.98 г. N 988 "О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации" Правительству РФ поручено разработать порядок реструктуризации обязательств, возникших по ранее выпущенным государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа Президента РФ следует читать как "от 25.08.1998 г."
Правительство РФ постановлением от 25 августа 1998 г. N 1007 утвердило Порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.
Настоящий Порядок предусматривает условия погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года и реинвестирования полученных денежных средств от их погашения в другие государственные ценные бумаги или депозитные сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 Порядка операции купли-продажи с погашаемыми облигациями приостанавливаются до момента их погашения.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ К.С.И. и З.А.Л. пояснили в суде, что условия выпущенного в обращение государственного займа в отношении физических лиц заемщиком были выполнены, в том числе и в отношении инвестора С.В.В., которым получена номинальная стоимость облигаций по наступлении срока их погашения 18.11.1998 г.
Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов предусматривают, что сделки с данными ценными бумагами заключаются и исполняются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, через организации, уполномоченные им на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности.
Согласно Положению об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденному приказом Центрального банка России от 15 июня 1995 г. N 02-125 (с последующими изменениями и дополнениями) владельцы облигаций имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им облигациями в соответствии с действующим законодательством с учетом ограничений, налагаемых по договорам.
С облигациями могут заключаться только договоры (сделки) купли-продажи, купли-продажи с обязательством обратного выкупа, а также залога (пункты 1.2 и 1.3).
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в статье 15 определяет полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, предусматривая принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг и управление государственным внутренним долгом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что Правительство РФ в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий издало норму о приостановлении операций купли-продажи с погашаемыми облигациями.
Согласно ч. 1 ст. 817 ГК РФ не допускается изменение условий выпущенного в обращение займа.
Оспариваемый заявителями нормативный правовой акт приостановил оборотоспособность ценных бумаг в целях стабилизации финансовой системы Российской Федерации.
Решение о механизме погашения государственного внутреннего долга по облигациям перед гражданами нельзя рассматривать как изменение условий выпущенного в обращение займа, поэтому доводы заявителя о несоответствии оспариваемых нормативных актов гражданскому законодательству являются несостоятельными.
Согласно пункту 2 Порядка погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет погашение погашаемых облигаций в сроки, установленные при их размещении и в соответствии с записями по счетам "депо" по состоянию на 17 августа 1998 года путем зачисления денежных средств на специальные "транзитные" счета владельцев ценных бумаг.
Положения данного нормативного акта адресованы Минфину России и не нарушают прав и охраняемых законом интересов гражданина.
Учитывая, что положения оспариваемых нормативных актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба С.В.В. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу С.В.В. о признании недействительными постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 980 "Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг" и пунктов 1, 2 Порядка погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1998 г. N 1007 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2002 г. N ГКПИ01-1803
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2002 г. N КАС02-164 настоящее решение оставлено без изменения