Решение Верховного Суда РФ от 2 ноября 2001 г. N ГКПИ01-1322
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческого предприятия "Метпром" о признании незаконным абз. 3 пп. "в" п. 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 368, установил:
ООО ПКП "Метпром" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконным абз. 3 пп. "в" п. 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 368, ссылаясь на то, что данное положение противоречит действующему законодательству и нарушает права юридического лица, которое вынуждено приобретать пресс для пакетирования лома черных металлов, а также оборудование для сортировки или измельчения стружки, что для их организации экономически невыгодно.
В судебном заседании представитель ООО ПКП "Метпром" К.Л.П. поддержала жалобу и пояснила, что требования оспариваемого нормативного акта являются лишними и чрезмерными, хотя их предприятие в настоящее время на праве аренды имеет пресс с усилением 2600 кН.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Н.Т.С., Н.В.М., К.М.Е., К.А.Н. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции Правительства РФ, соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя ООО ПКП "Метпром" К.Л.П., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Н.Т.С., Н.В.М., К.М.Е., К.А.Н., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 368 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов.
Согласно абзацу 3 п.п. "в" п. 7 Положения одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов является наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании не менее чем в одном территориально обособленном подразделении лицензиата в пределах территории субъекта Российской Федерации пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН) либо пресс-ножниц (с усилием реза 3000 кН), а также оборудования для сортировки или измельчения стружки.
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов осуществляется на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ст. 2 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Правительство РФ в соответствии с его полномочиями утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Из объяснений представителей заинтересованного лица Правительства РФ следует, что предусмотренные п. 7 Положения требования о наличии не менее чем в одном территориально обособленном подразделении лицензиата в пределах территории субъекта Российской Федерации пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН) либо пресс-ножниц (с усилием реза 3000 кН), а также оборудования для сортировки или измельчения стружки, относятся к техническим средствам, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.
В структуре не собранного лома подавляющую часть составляет так называемый "легковесный лом", который приносит наибольший вред окружающей среде. Однако данный лом не собирается, для его переработки необходимо соответствующее оборудование: пресс, либо пресс-ножницы.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами устанавливает охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении лицензиатом лицензируемого вида деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил.
Доводы представителя заявителя ООО ПКП "Метпром" К.Л.П. о том, что для деятельности по сбору, переработке и реализации лома черных металлов не требуется наличие пресса или пресс-ножниц, а также оборудования для сортировки или измельчения стружки и непрессованная металлическая стружка, а также непрессованный лом и отходы черных металлов соответствуют ГОСТу 2787-75 и приобретаются металлургическими комбинатами, не могут служить основанием для признания недействительным оспариваемого нормативного акта, т.к. в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.
Соблюдение таких требований и условий не является ограничением прав юридического лица.
Кроме того, в суде установлено, что сам заявитель на праве аренды имеет в пользовании пресс для пакетирования лома с усилием не менее 2500 кН.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают прав и охраняемых законом интересов юридического лица, жалоба ООО ПКП "Метпром" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческого предприятия "Метпром" о признании незаконным абз. 3 пп. "в" п. 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 368, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 ноября 2001 г. N ГКПИ01-1322
Текст решения официально опубликован не был