Решение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2001 г. N ГКПИ01-1334
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С.М.Н. о признании незаконным п. 2 Разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденных распоряжением Мингосимущества России от 23 апреля 1999 г. N 592-р, установил:
С.М.Н. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконным п. 2 Разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденных распоряжением Мингосимущества России от 23 апреля 1999 г. N 592-р, ссылаясь на то, что положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права как члена трудового коллектива на безвозмездную передачу акций при приватизации Пермского авиапредприятия Уральского управления Минтранса России, работником которого он является.
В судебном заседании Верховного Суда РФ С.М.Н. и его представитель Л.В.А. поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемым актом неправильно истолкована норма права, установленная в целях социальной ориентации и эффективности производства.
Представитель заинтересованного лица Минимущества России Е.О.А. пояснила в суде, что оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции Министерства имущественных отношений Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Представитель Минюста России Е.Л.А. возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что оспариваемый нормативный акт прошел государственную регистрацию, соответствует закону и не нарушает прав граждан.
Выслушав объяснения С.М.Н., представителя Л.В.А., представителей заинтересованных лиц: Минимущества России Е.О.А., Минюста России Е.Л.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Л.И.Б., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации будучи федеральным органом по управлению государственным имуществом, согласно ст. 7 ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" дает разъяснения о применении законодательства Российской Федерации.
Распоряжением Мингосимущества России от 23 апреля 1999 г. N 592-р утверждены Разъяснения о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно п. 2 Разъяснений п. 2 статьи 4 Федерального закона о приватизации установлено, что определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот содержатся в федеральном законе о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации.
До принятия Государственной программы приватизации применяются варианты льгот членам трудового коллектива, установленные пунктом 3.4.1 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 г. N 1535 в части, не противоречащей Федеральному закону о приватизации.
Поскольку безвозмездная передача привилегированных акций работникам приватизируемых предприятий противоречит статье 1 Федерального закона о приватизации, первый вариант льгот не применяется.
При использовании второго варианта льгот следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона о приватизации продажа акций открытого акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.
Как пояснил в суде представитель Минимущества России, оспариваемый нормативный акт издан в связи со вступлением в силу Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
Закон устанавливает организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества согласно ст. 1 Федерального закона о приватизации понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
Настоящий Федеральный закон предусматривает, что определение льгот работникам государственных и муниципальных предприятий, преобразуемых в акционерные общества, а также порядок предоставления этих льгот осуществляется федеральным законом о государственной программе приватизации.
До принятия федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот устанавливается Государственной программой приватизации и основными положениями, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284, в пункте 5.3.1 и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, в пункте 3.4.1 предусматривают по первому варианту льгот передачу членам трудового коллектива приватизируемого предприятия безвозмездную передачу именных привилегированных акций.
Между тем Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимает возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц.
Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о вопросах, которые согласно настоящему Федеральному закону регулируются другими федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Из объяснений представителя Л.В.А. следует, что отдельно положения абзацев 1 и 2 пункта 2 Разъяснений заявителем не оспариваются.
Пунктами 1 и 2 ст. 4 Федерального закона о приватизации предусмотрено, что определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот содержатся в федеральном законе о государственной программе приватизации государственного имущества.
Предусмотренный абзацем 4 п. 2 Разъяснений второй вариант льгот членам трудового коллектива безвозмездной передачи акций не предусматривает и данные положения заявителем не оспариваются.
Положения п. 2 Разъяснений не исключают применение иных льгот членам трудового коллектива, установленных Государственной программой приватизации и Основными положениями, что соответствует целям Федерального закона о приватизации о повышении эффективности экономики, а также социальной ориентации.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему законодательству, приняты федеральным министерством в пределах его компетенции и не нарушают права граждан, жалоба С.М.Н. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу С.М.Н. о признании незаконным п. 2 Разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденных распоряжением Мингосимущества России от 23 апреля 1999 г. N 592-р, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2001 г. N ГКПИ01-1334
Текст решения официально опубликован не был