Решение Верховного Суда РФ от 2 апреля 2001 г. N ГКПИ01-141
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 мая 2001 г. N КАС01-167 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С.А.Н. и Ш.Г.В. о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 522 "Об организации финансирования и строительства Балтийской трубопроводной системы", установил:
С.А.Н. и Ш.Г.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным постановления Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 522 "Об организации финансирования и строительства Балтийской трубопроводной системы", т.к. оспариваемый нормативный акт нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Постановление принято без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Заявитель Ш.Г.В. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.
Заявитель С.А.Н. и представитель заявителей П.Е.В. поддержали в суде заявленные требования о признании незаконным и недействительным постановления Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 522.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ М.Е.К. и Б.В.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований, т.к. постановление Правительства РФ соответствует закону, права граждан не нарушает. Кроме того заявители пропустили установленный законом срок на обращение в суд.
Выслушав объяснения заявителя С.А.Н., представителя заявителей П.Е.В., представителей заинтересованного лица Правительства РФ М.Е.К. и Б.В.Ю., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Правительство Российской Федерации 14 июля 2000 г. приняло постановление N 522 "Об организации финансирования и строительства Балтийской трубопроводной системы".
В соответствии с которым, в целях ускорения строительства Балтийской трубопроводной системы, Правительство РФ постановило:
1. Согласиться с предложением Министерства энергетики Российской Федерации о возложении функций заказчика строительства Балтийской трубопроводной системы на акционерную компанию по транспорту нефти "Транснефть".
2. Министерству энергетики Российской Федерации с участием компании "Транснефть" в 2-недельный срок утвердить:
программу реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта магистрального нефтепровода Ярославль - Кириши, входящего в Балтийскую трубопроводную систему, на 2001 г.;
программу и график строительства вновь сооружаемых объектов Балтийской трубопроводной системы (участок нефтепровода Кириши - Приморск, нефтеналивной терминал в г. Приморске).
3. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации:
учитывать в тарифах на транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов компании "Транснефть" средства для финансирования программы реконструкции магистрального нефтепровода Ярославль - Кириши;
установить в 2-недельный срок тарифы на транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов компании "Транснефть" с учетом инвестиций на финансирование строительства объектов балтийской трубопроводной системы в соответствии с утвержденными программой и графиком нового строительства и иных средств на финансирование, включая привлечение компанией "Транснефть" заемных средств в размере не менее 100 млн. долларов США.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей оказывать всемерное содействие в решении вопросов, связанных с реализацией проекта строительства Балтийской трубопроводной системы, в том числе касающихся землеотвода и перевода лесных земель в нелесные.
Кроме того, признаны утратившими силу отдельные положения ранее принятых постановлений Правительства Российской Федерации.
Как пояснил в судебном заседании представитель Правительства РФ Б.В.Ю. Указом Президента РФ от 6 июня 1997 г. N 554 "Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива", в целях обеспечения национальных интересов и экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении транзита грузов, включая имеющий стратегическое значение транзит нефти и нефтепродуктов, через прибрежные территории Финского залива, а также учитывая особую значимость строительства на этих территориях портовых комплексов, предусмотрено создание системы транспортно-технологического обеспечения транзита грузов через прибрежные территории Финского залива, предусматривающее, в частности, строительство и развитие портового комплекса в г. Приморске Ленинградской области (в составе единой Балтийской трубопроводной системы).
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об экологической экспертизе" надлежащие объекты экологической экспертизы: обоснование инвестиций в строительство Балтийской трубопроводной системы, технико-экономические обоснования (проект) первой очереди строительства Балтийской трубопроводной системы были представлены на экологическую экспертизу в Госкомэкологии России и по ним получены положительные заключения.
Из объяснений представителя Правительства РФ М.Е.К. следует, что приказом Госкомэкологии России от 30 декабря 1999 г. N 812 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования (проекта) строительства первой очереди Балтийской трубопроводной системы.
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы пришла к выводу, что предусмотренное в проекте воздействие на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации первой очереди строительства Балтийской трубопроводной системы является допустимым и что материалы проекта с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в заключении, могут служить основой для разработки рабочей документации в целом по проекту, а также для подготовки обосновывающих материалов по переводу лесных земель в нелесные. Приказ Госкомэкологии России от 30 декабря 1999 г. N 812 "Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования (проекта) строительства 1-ой очереди Балтийской трубопроводной системы" был предметом судебного разбирательства, жалоба оставлена без удовлетворения.
Согласно ст. 12 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" граждане имеют право требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "РФ" имеется в виду "РСФСР"
Оспариваемое постановление Правительства РФ касается организации финансирования и строительства Балтийской трубопроводной системы.
Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривает, что государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (ст. 36 настоящего закона). По делу установлено, что до принятия постановления от 14 июля 2000 г. N 522 было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Госкомприроды России от 30 декабря 1999 г. N 812.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с законом и не нарушает права граждан, т.к. принятие данного решения не оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду.
Доводы заявителя о том, что постановление Правительства РФ должно проходить государственную экологическую экспертизу и принято в нарушение требований ч. 1 ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизы" являются несостоятельными.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" определяет экологическую экспертизу как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза технико-экономического обоснования (проекта) строительства 1-ой очереди Балтийской трубопроводной системы проведена на федеральном уровне, достоверных данных, свидетельствующих о недействительности государственной экологической экспертизы, заявители суду не представили.
Из объяснений представителя Правительства РФ М.Е.С. в суде также следует, что заявители неверно указывают о необходимости обязательной государственной экологической экспертизы рабочей документации. В соответствии со ст. 37 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации. Кроме того согласно СНиПу 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование (проект) строительства. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО (проекта) строительства разрабатывается рабочая документация (пункт 2.4 СНиП 11-01-95).
В отдельных случаях на несложные проекты сразу разрабатывается рабочий проект, однако, Балтийская трубопроводная система - это сложный проект.
СНиП 11-01-95 допускает, что для технически и экологически сложных объектов и при особых природных условиях строительства по решению заказчика (инвестора) или заключению государственной экспертизы по рассмотренному проекту одновременно с разработкой рабочей документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные детальные проработки проектных решений по отдельным объектам, разделам и вопросам. (пункт 2.5). Данные положения нашли свое отражение в заключении экологической экспертизы, которая пришла к выводу, что одновременно с разработкой рабочей документацией, необходимо дополнительно детально проработать проектные решения по основным объектам портового сооружения, а также по подводным переходам через реки Волга, Молога, Нева, Волхов, Которосль, Улейма и согласовать их в государственных природоохранных органах (л.д. 65).
Однако данные выводы экологической экспертизы не свидетельствуют о доработке объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы (ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе") и ссылки представителя П.Е.В. в этой части являются несостоятельными.
Не могут служить основанием для признания недействительным оспариваемого нормативного акта ссылки заявителя С.А.Н. на якобы нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Мэрией Санкт-Петербурга 31 октября 1995 г. принято распоряжение N 1151-р "О разработке концепции социально-экономического развития Курортного района и подготовке проекта федеральной программы "Развития эколого-курортного региона северного побережья Финского залива".
Из объяснений представителя Правительства РФ М.Е.К. в суде следует, что программа была рассчитана до 2000 г., постановления Правительства РФ о курортном регионе северного побережья Финского залива не имеется.
Заказник "Березовые острова" в соответствии с положением о государственном природном комплексном заказнике "Березовые острова" имеет региональное значение. В заключении государственной экологической экспертизы отражено, что в проекте подробно рассмотрены особо охраняемые природные территории Ярославской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, находящиеся в зоне воздействия нефтепроводной системы, в т.ч. бывший заказник "Березовые острова", имеющий статус международных водно-болотных угодий (л.д. 62-78).
Что касается доводов жалобы по вопросу общественных слушаний в связи со строительством Балтийской трубопроводной системы, то, как следует из объяснений заявителя С.А.Н. в суде и представителей Правительства РФ, такие слушания состоялись. Несогласие заявителей с их результатами, не может служить основанием для удовлетворения жалобы.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Если суд, исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Оспариваемый акт Правительства РФ опубликован в официальных периодических изданиях: "Российская газета" от 21 июля 2000 г. N 140 и собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 30, ст. 3143. Указанные периодические издания имеются и общедоступны во всех субъектах Российской Федерации и заявители имели возможность знать об издании оспариваемого нормативного акта, ознакомиться с ним и принять меры к обращению в суд в трехмесячный срок.
С.А.Н. и Ш.Г.В. обратились в суд с жалобой 22 января 2001 г., пропустив без уважительных причин трехмесячный срок на обращение в суд с жалобой об оспаривании постановления Правительства РФ.
Доводы заявителя С.А.Н. и представителя П.Е.В. о том, что заявители узнали о нарушении их прав с момента получения письма МПР России от 16.10.2000 г. являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу С.А.Н. и Ш.Г.В. о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 522 "Об организации финансирования и строительства Балтийской трубопроводной системы" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 апреля 2001 г. N ГКПИ01-141
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 мая 2001 г. N КАС01-167 настоящее решение оставлено без изменения