Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2002 г. N 55-Г02-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2002 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании Закона Республики Хакасия N 31 от 21 апреля 1994 года "О статусе съезда (ЧыылыF) хакасского народа" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению по кассационной жалобе представителя Верховного Совета Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 28 января 2002 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.Д.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Хакасия (РХ) обратился в суд с заявлением о признании Закона РХ N 31 от 21 апреля 1994 года "О статусе съезда (ЧыылыF) хакасского народа" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, в обоснование которого указал на то, что данный Закон РХ регулирует деятельность конкретного общественного объединения - съезда хакасского народа, что свидетельствует о вмешательстве органов государственной власти в деятельность общественных объединений, что является незаконным.
Верховный Суд Республики Хакасия, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует представитель Верховного Совета Республики Хакасия.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в заявлении прокурора и указывается на то, что данный Закон не противоречит Указу Президента РФ N 909 от 15 июня 1996 года "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации".
Также указывается на то, что вопросы защиты и самосохранения национальных меньшинств регулируются не Законом РФ "Об общественных объединениях", а конституционным законодательством.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Защита прав и свобод человека и гражданина и защита прав национальных меньшинств п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Ст. 30 Конституции РФ установлено право каждого на объединение для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. И (или) ликвидацией отдельных видов общественной деятельности.
Право граждан на объединение регулируется Федеральным законом N 82-ФЗ от 19 мая 1995 года (с изменениями от 19 июля 1998 года) "Об общественных объединениях".
Ст. 3 данного Федерального закона предусмотрено право граждан на объединение и создание на добровольной основе общественных объединений для защиты общих интересов и достижения общих целей без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Ст. 4 Федерального закона предусмотрено, что специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут регулироваться особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и /или/ ликвидацией отдельных видов общественных объединений.
Обжалуемый Закон РХ не соответствует приведенным выше положениям Федерального закона, поскольку устанавливает правовой статус съезда хакасского народа, регулирует отношения, связанные с созывом и организацией данного общественного объединения, определяет цели и задачи съезда, порядок подготовки и созыва съезда, порядок проведения выборов на съезд, его правомочность, полномочия, порядок деятельности съезда и его исполнительного органа, финансовую основу съезда, а также символику.
Указанные выше положения закреплены в статьях Закона РХ: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Преамбула и ст. 1 данного закона предусматривает национальный принцип общественного объединения, что также противоречит Федеральному закону.
При таком положении суд пришел к правильному выводу о том, что Закон РХ "О статусе съезда (ЧыылыF) хакасского народа" противоречит Федеральному закону, поэтому признан недействующим и не подлежащим применению.
Другие доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и выводы по ним содержатся в решении суда. Данные выводы являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. 311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 28 января 2002 года оставить без изменения, кассационную жалобу Верховного Совета Республики Хакасия оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2002 г. N 55-Г02-11
Текст определения официально опубликован не был