Решение Верховного Суда РФ от 17 апреля 2001 г. N ГКПИ01-477
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2001 г. N КАС01-206 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Приморской краевой организации профессионального союза работников рыбного хозяйства о признании недействительными п.п. "в" п. 2 и п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации", установил:
приморская краевая организация профессионального союза работников рыбного хозяйства (приморский краевой комитет профсоюза работников рыбного хозяйства) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными п.п. "в" п. 2, п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации", т.к. положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют нормам законов и международных договоров Российской Федерации, нарушают права рыболовецких хозяйств и рыбаков. В судебном заседании представители Приморской краевой организации - профессионального союза работников рыбного хозяйства В.А.Н., К.Н.Н., Т.В.И., М.А.П., Д.Ю.Р. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ возражали против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемые положения нормативного акта соответствуют действующему законодательству, приняты в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают прав граждан и юридических лиц.
Выслушав объяснения представителей: заявителя Приморской краевой организации профессионального союза работников рыбного хозяйства В.А.Н., К.Н.Н., Т.В.И., М.А.П., Д.Ю.Р., заинтересованного лица Правительства РФ Б.В.М., Х.В.В., Н.Э.Ш., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Б.М.Г., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Правительство Российской Федерации 27 декабря 2000 г. приняло постановление N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации".
В соответствии с п.п. "в" п. 2 названного постановления Госкомрыболовству России поручено ежегодно, до 1 ноября, определять в установленном порядке и представлять в Правительство Российской Федерации предложения о квотах на вылов на предстоящий год с выделением в их составе, в том числе, промышленных квот на вылов для продажи на аукционной основе.
Признано целесообразным создание комиссии по проведению аукционов по продаже промышленных квот на вылов в составе представителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Руководство комиссией возложено на Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации поручено утвердить в 3-дневный срок положение об указанной комиссии, ее состав и порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (п. 4 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1010).
Правительство Российской Федерации согласно ст. 13 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в пределах своих полномочий осуществляет регулирование в социально-экономической сфере.
Действующее законодательство Российской Федерации о животном мире, о континентальном шельфе, о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне, об исключительной экономической зоне предусматривает, что вылов водных биологических ресурсов не должен приводить в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира, в связи с чем определяется общий допустимый улов живых ресурсов.
Из объяснений представителей Правительства РФ Х.В.В. и Б.В.М. в суде следует, что Правительство РФ ежегодно определяет допустимый улов живых ресурсов. Так, распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 1827-р утверждены на 2001 год объемы общего допустимого улова водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1010 Госкомрыболовству России поручено определять и представлять в Правительство РФ предложения о квотах на вылов на предстоящий год с выделением в их составе следующих квот:
а) квоты на вылов для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в области рыболовства и решениями четырехсторонней Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря;
б) квоты на вылов для использования водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, определяемые на основании научных программ и планов ресурсных исследований;
в) промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе;
г) промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации.
Промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе, по объяснениям представителей заинтересованного лица, составляют не более 25% от объема общего допустимого улова водных биологических ресурсов.
Федеральные законы "О животном мире", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" одним из основных принципов пользования объектами животного мира устанавливают платность пользования водными биологическими ресурсами.
Представитель Правительства РФ Б.В.М. пояснил в суде, что до принятия оспариваемого постановления общий допустимый улов водных биологических ресурсов распределялся в соответствии с "Временным положением о порядке распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов", утвержденным приказом Роскомрыболовства" от 22 марта 1995 г. N 49. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1010 изменен порядок распределения общего допустимого улова водных биологических ресурсов, часть которого, с учетом рыночных отношений складывающихся в стране, распределяется на аукционной основе.
Такой порядок распределения квот является более прозрачным.
Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации", определяя особенности экономических отношений при пользовании континентальным шельфом" устанавливает платность пользования живыми ресурсами; плата за пользование живыми ресурсами входит в систему платежей за пользование континентальным шельфом (статья 40).
Плата за пользование живыми ресурсами входит в систему платежей и относится к особенностям экономических отношений при пользовании живыми ресурсами исключительной экономической зоны (ст. 34 ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").
Особенностями режима внутренних морских вод, территориального моря в силу ст. 21 ФЗ "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" также является плата за пользование живыми ресурсами.
Плата за пользование живыми ресурсами, а также размеры платы, порядок ее взимания и поступления в бюджет определяются Законами Российской Федерации.
Из объяснений представителей приморской краевой организации профсоюза работников рыбного хозяйства и представителей Правительства РФ в суде следует, что парламент Российской Федерации не принял закона о плате за пользование водными биологическими ресурсами.
Вместе с тем Федеральный закон "О животном мире", объявляя животный мир в пределах территории Российской Федерации государственной собственностью, допускает регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.
Предусмотренное п.п. "в" п. 2 постановления правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1010 определения промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов для продажи на аукционной основе не противоречит действующему законодательству.
Гражданским кодексом Российской Федерации определены виды объектов гражданских прав и их оборотоспособности, урегулированы вопросы заключения договора на торгах, организации и порядка проведения торгов.
Нормы международного права и федеральное законодательство Российской Федерации предусматривают, что прибрежное государство осуществляет разработку природных ресурсов на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, территориального моря, поэтому доводы жалобы о неправомерности продажи прав на природные объекты за пределами территории Российской Федерации не соответствуют действующему законодательству.
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву устанавливает, что суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, в исключительной экономической зоне, на континентальной шельфе прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых.
Вылов (добыча) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и не нарушает прав граждан и юридических лиц.
По объяснениям представителей заинтересованного лица оспариваемый нормативный акт не отменяет ранее сложившуюся систему распределения квот. В соответствии с п.п. "г" п. 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1010 Госкомрыболовству России поручено определять промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации.
Распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов для региональных рыбохозяйственных комплексов осуществляют бассейновые научно-промысловые советы, а для пользователей региональных квот республиканскими краевыми областными рыбохозяйственными советами, с учетом первоочередного обеспечения потребностей нужд личного потребления и возрождения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера; традиционности промысла с учетом обеспечения социально-экономических интересов населения, для которого рыболовство является традиционной сферой деятельности.
Доводы жалобы о том, что отечественные рыбаки обречены на проигрыш в аукционе являются несостоятельными, т.к. иностранные заявители допускаются для участия в аукционе если квоты не были реализованы на аукционе для российских заявителей.
Правительство Российской Федерации, управляя государственной собственностью (водными биологическими ресурсами), руководит работой федеральных министерств (ст. 12 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Положения п. 4 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" носят организационно-распорядительный характер и не затрагивают прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему законодательству, приняты Правительством РФ в пределах его полномочий и не нарушают прав и интересов граждан и юридических лиц, поданная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Приморской краевой организации профессионального союза работников рыбного хозяйства о признании недействительными п.п. "в" п. 2 и п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течении 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 апреля 2001 г. N ГКПИ01-477
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2001 г. N КАС01-206 настоящее решение оставлено без изменения