Решение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2000 г. N ГКПИ00-304
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июля 2000 г. N КАС00-263 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества завод "Ставбытхим" о признании недействительными пунктов 1.2 и 2.8 "Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года", утвержденного Госкомстатом, Минэкономики и Минфином России 18 февраля 1997 года, установил:
ОАО завод "Ставбытхим" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительными пунктов 1.2 и 2.8 "Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года", утвержденного Госкомстатом, Минэкономики и Минфином России 18 февраля 1997 года, т.к. они не соответствуют действующему законодательству, фактически регулируют налоговые правоотношения.
Кроме того, положение пункта 2.8 "Порядка" выходят за рамки, установленные постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1442 и противоречат целям законодательства России о бухгалтерском учете в отношении составления и представления сопоставимой и достоверной информации.
В судебном заседании представителем ОАО завод "Ставбытхим" Д.Б.Б. и В.А.Ю. поддержали заявленные требования.
Представители Госкомстата России Г.М.Ю., Минфина России Р.Е.А., Я.Н.Г., С.В.Н., Минэкономики России Ш.Т.Г., Т.И.Н., Минюста России Щ.О.А. возражали против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемый нормативный акт соответствуют действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей ОАО завод "Ставбытхим" Д.Б.Б., В.А.Ю., представителя Госкомстата России Г.М.Ю., представителей Минфина России Р.Е.А., Я.Н.Г., С.В.Н., Минэкономики России Ш.Т.Г., Т.И.Н., представителя Минюста России Щ.О.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено в судебном заседании, "Порядок проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года" утвержден Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России 18 февраля 1997 года N ВД-1-224/336, зарегистрирован Минюстом России 7 марта 1997 года, регистрационный номер 1266.
Оспариваемый нормативный акт издан во исполнение пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году", согласно которому Госкомстату России, Минэкономики России, Минфину России поручено в 2-месячный срок утвердить порядок переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году" результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1996 и 1997 годы, а также амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в 1997 году. Организациям предоставляется право отразить в бухгалтерском и статистическом учете и отчетности по состоянию на 1 января 1997 года результаты переоценки основных фондов (не учтенных в установленные сроки) по состоянию на 1 января 1996 года, осуществленной на основе прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным расходам.
Положения пункта 1.2 "Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года" предусматривают, что переоценка основных фондов производится по состоянию на 1 января 1997 года (т.е. исходя из уровня цен на эту дату) и осуществляется в течение 1997 года. Результаты переоценки, проводимой по состоянию на 1 января 1997 года, не учитываются при исчислении налога на имущество и начислении амортизации в течение 1997 года.
Таким образом, оспариваемая норма воспроизводит норму постановления Правительства РФ. Доводы заявителя о том, что федеральные ведомства, утвердившие "Порядок проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года", вышли за пределы своих полномочий и приняли нормативный акт, которым регулируются налоговые правоотношения, являются несостоятельными.
Объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления налога на имущество предприятий определены Законом РФ "О налоге на имущество предприятий".
Согласно ст. 3 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Положение о том, что результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1997 год не учитываются при исчислении налога на имущество и начислении амортизации в течение 1997 года является следствием принятого порядка изменения балансовой стоимости основных фондов в результате переоценки.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" устанавливает единые правовые и методологические осиновые организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Порядок внесения изменений в величину балансовой стоимости основных фондов регулируется законодательством "О бухгалтерском учете", которое обязательно для всех организаций. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1442 принято в целях определения реальной стоимости основных фондов организаций.
Пунктом 2.8 "Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года", установлено, что результаты проведенной переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 года следует отразить в бухгалтерском балансе организации за 1 квартал 1998 года. В графе "На начало года" по строкам 120 и 122 актива бухгалтерского баланса приводятся данные об остаточной стоимости основных средств.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1442 предусмотрено, что переоценка основных фондов осуществляется в течение 1997 года.
При таких обстоятельствах содержащееся в п. 2.8 "Порядка_" положение о том, что результаты проведенной переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 года следует отразить в бухгалтерском балансе организации за 1 квартал 1998 года не противоречит действующему законодательству и соответствует основным целям законодательства о бухгалтерском учете.
Учитывая, что оспариваемый нормативный акт принят федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, соответствует действующему законодательству и не нарушает право заявителя, поданная жалоба, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу открытого акционерного общества завод "Ставбытхим" о признании недействительными пунктов 1.2 и 2.8 "Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года", утвержденного Госкомстатом, Минэкономики и Минфином России 18 февраля 1997 года - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2000 г. N ГКПИ00-304
Текст решения официально опубликован не был