Решение Верховного Суда РФ от 24 марта 2000 г. N ГКПИ00-313
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2000 г. N КАС00-153 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
народных заседателей Славиной Р.А., Мараховского В.И.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Коптевой Л.И.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по жалобе Степаненко Федора Федоровича на действия ЦИК РФ, нарушающие его права на получение информации о ходе подготовки к выборам Президента РФ, установил:
Степаненко Ф.Ф. обратился в Верховный Суд РФ с указанной выше жалобой и просил восстановить его законное право на получение информации о подготовке к выборам Президента РФ, сославшись на то, что 10 и 14 марта 2000 года при посещении Центральной избирательной комиссии РФ, имея удостоверение иностранного (международного) наблюдателя, работниками охраны был лишен свободного доступа в здание ЦИК РФ для посещения проводимых там мероприятий.
Полагает, что установленный порядок посещения Центральной избирательной комиссии РФ иностранными наблюдателями только с предварительного уведомления и в сопровождении работника ЦИК РФ нарушает права наблюдателей на беспрепятственное получение информации о подготовке выборов.
В судебном заседании Степаненко Ф.Ф. жалобу поддержал.
Представители Центральной избирательной комиссии РФ Хардиков С.А. и Евланов И.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что существующий пропускной режим в здание ЦИК РФ и обязательное сопровождение ее работниками иностранных наблюдателей при посещениях не нарушают требований закона и их права на получение необходимой информации о подготовке выборов.
Выслушав объяснения заявителя Степаненко Ф.Ф., представителей Центральной избирательной комиссии РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Коптевой Л.И., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд РФ находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона "О выборах Президента РФ" наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в избирательных комиссиях, в том числе и Центральной избирательной комиссии РФ, при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Этой же нормой Закона предусмотрены и другие права иностранных наблюдателей, связанных с проведением голосования и определением результатов выборов (п. 11).
Как установлено судом, заявитель Степаненко Ф.Ф. является иностранным наблюдателем на выборах Президента РФ.
10 марта 2000 года он пришел в Центральную избирательную комиссию РФ с целью получения интересующей его информации.
Однако службой охраны ЦИК РФ, несмотря на имеющееся у него удостоверение иностранного наблюдателя, не был пропущен в здание Центральной избирательной комиссии, поскольку у него не имелось соответствующего пропуска. После сообщения по внутреннему телефону в международное управление ЦИК РФ о своем прибытии он был встречен его работником, в сопровождении которого прошел в здание Избирательной комиссии, где в одном из управлений заявил о необходимости получения информации об избирательном штабе кандидата в Президенты РФ В.В. Путина.
В связи с невозможностью предоставления запрашиваемой информации в этот же день ему было предложено зайти за ней в ЦИК 14 марта 2000 г. В указанный день интересующая его информация была подготовлена и вручена ему работником Центральной избирательной комиссии.
По утверждению представителей ЦИК РФ Хардикова С.А. и Евланова И.А. в соответствии с установленным пропускным режимом все желающие принять участие в проводимых комиссией мероприятиях либо заседаниях вправе обратиться в ЦИК с заявкой об этом не позднее, чем за одни сутки. Указанное время необходимо для оформления соответствующих пропусков. Полагают, что установленный пропускной режим не нарушает прав иностранных наблюдателей и других участников избирательного процесса на получение информации о подготовке выборов.
Кроме того, присутствие в Центральной избирательной комиссии РФ иностранных наблюдателей предусматривается лишь в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 21 ФЗ "О выборах Президента РФ", а поэтому требование заявителя о беспрепятственном посещении и присутствии на заседаниях ЦИК РФ до дня голосования не основано на законе.
Указанные выше обстоятельства подтверждены представителями ЦИК РФ и имеющимися в деле доказательствами.
Не оспаривались они по существу в судебном заседании и самим заявителем.
При таких данных, по мнению суда, каких-либо оснований для признания действий Центральной избирательной комиссии РФ по предоставлению заявителю необходимой информации неправомерными не имеется.
Довод заявителя о том, что установленный пропускной режим в здание ЦИК РФ нарушает его право на получение информации о подготовке выборов не может быть признан обоснованным, поскольку предусмотренное законом право участников избирательного процесса, в том числе и иностранных наблюдателей, на получение информации фактически не нарушается. Данным режимом лишь регламентируется порядок посещения здания ЦИК РФ участниками избирательного процесса и обеспечивается безопасность как работников данной комиссии, так и ее посетителей, что требованиям закона не противоречит.
Утверждение заявителя о том, что установленный порядок, предусматривающий сопровождение иностранных наблюдателей при посещении здания ЦИК РФ его работниками, нарушает его право на свободный доступ к информации, также не может быть принято во внимание, поскольку получение необходимой информации о ходе подготовки выборов фактически не зависит от установленного порядка посещения Центральной избирательной комиссии.
Об этом свидетельствует и тот факт, что при обращении заявителя в ЦИК 10 марта 2000 г. интересующая информация была им получена своевременно.
Не представлено каких-либо данных в подтверждение довода о нарушении права на получение информации, кроме общей ссылки на установленный порядок посещения ЦИК РФ, и самим заявителем.
Другие доводы, на которые заявитель ссылался в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решила:
жалобу Степаненко Федора Федоровича на действия Центральной избирательной комиссии РФ в нарушении его права на получение информации о подготовке выборов Президента РФ, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 марта 2000 г. N ГКПИ00-313
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 апреля 2000 г. N КАС00-153 настоящее решение оставлено без изменения